Сергей Чекмаев – успешный
российский писатель-фантаст из Москвы, составитель резонансных межавторских
антологий, востребованный сценарист для кино и компьютерных игр. Принимал
участие в создании проектов World of Tanks и S.T.A.L.K.E.R. На днях был почетным
гостем на фестивале фантастики «Аэлита», где и удалось нашему журналисту с ним
пообщаться.
Нечасто выпадает возможность подробно узнать, как живется
писателям и сценаристам в эпицентре современных литературных дел и событий, чем
они вдохновляются, чему учат молодых, в этом плане фестиваль фантастики
«Аэлита» – шанс встретить и пообщаться с действующим литератором.
– С прочтения какой книги Вам стал нравиться жанр
фантастики?
– Ох, ну это было очень давно... Даже не скажу, что на меня
повлияла одна какая-то книга. Вообще, я начал читать фантастику довольно рано,
лет в 7-8: книги Кира Булычева, Владислава Крапивина, Александра Казанцева,
Григория Адамова. Значительное влияние на меня оказывали, само собой, и братья
Стругацкие. То есть, традиционная советская фантастика.
А серьезный поворот с сознании у меня случился лет в 15, когда я
стал читать что-то вроде «авантюрной» фантастики – книги Головачева, первые
образцы советской боевой фантастики. Потом начали появляться неплохие переводы
не философской западной фантастики, то есть не Азимова и не Кларка, а именно
фантастики боевой. В первую очередь – Франсиса Карсака «Робинзоны Космоса» и
Робера Мерля «Мальвиль». Это был первый пост-апокалипсис, который я прочитал, –
у меня просто встали дыбом волосы. Тут же я начал пробовать писать свое. Я
никогда не забуду, как мы с моим одноклассником писали «Дети капитана Гранта в
XXII веке», где у нас был майор звездной пехоты Мак-Наббс и фотонная яхта
«Дункан» – все как надо.
Но я никогда не думал, что буду писателем. Я лет с 14 очень
увлекался программированием – по тем временам еще не были распространены
компьютеры, поэтому мы все рисовали в тетрадках, в тетрадках же писали
программы. Хотя учителя мне говорили, что я, наверное, стану писателем, потому
что все мои сочинения тоже были объемом не меньше, чем на тетрадку, у меня
никогда не возникало такой мысли. Я и образование получил в IT-отрасли,
занимался очень долго компьютерами.
– Есть ли у Вас любимые писатели из не-фантастов?
– Тут несколько банальный будет список – мне всегда нравилось
творчество Аверченко и Зощенко: как люди могут конструировать простые ситуации
достаточно простым языком. Как бы это сказать... Они были репортерами той
текущей эпохи. Они описывали то, что тогда происходило с Россией – окончание эпохи
НЭПа, слом многих старых насаждений и перемены были еще не всем понятны. Мне
очень нравится также книга Соловьева про Ходжи Насреддина, про
принца-возмутителя спокойствия. Попытка донести посредством иронии
мусульманские традиции, мусульманскую философию, мусульманскую поэзию –
заслуживает внимания.
– Пытаетесь ли Вы следить за научными открытиями?
– Да, конечно. Фантастика и культурология – достаточно близкие
понятия, у нас даже некоторые конференции посвящены сразу и фантастике, и
культурологии.
Также, в рамках нашего жанра, есть движение НФ-возрожденцев,
которых мы в шутку называем «вырожденцами». Они пытаются вернуть старую добрую
советскую фантастику 60 – 70-х годов, которая должна была звать во втузы. После
серьезного отката в сторону фэнтези, в сторону мистики, в сторону параллельных
миров, НФ-возрожденцы пытаются возвратиться в фантастику, посвященную научным
достижениям. Один из идеологов этого движения, Глеб Русаков, всегда говорит
интересную фразу, что сильная научная фантастика – атрибут сильной державы.
Можно пойти в Космический Центр Хруничева, в Центр НАСА, пообщаться с
инженерами, и почти любой вам скажет, что пошел сюда работать, поскольку много
лет назад читал Стругацких или Брэдбери. Если будет какая-то книжная
идеализация умственного труда, если будет о чем мечтать, то будет и хорошая
продвинутая наука.
– Из каких источников Вы предпочитаете черпать информацию о
политических событиях мира?
– И из либеральных, и из консервативных. Я, например, написал
несколько материалов для совершенно консервативного сайта «Русская идея», при
этом я не бегаю в ужасе от «Эха Москвы» и других либеральных ресурсов. Да,
бывает несогласие, скрежет зубовный, если попадаются непривлекательные мнения,
но надо с разных сторон воспринимать информацию.
После событий на Украине многие пошли таким путем, что стали
удалять из друзей всех тех, кто высказывает иную, по сравнению с ними, позицию
– а я стараюсь этого не делать. Хотя агрессивных и оголтелых приверженцев
какой-то строго одной точки зрения – немало. Особенно, как ни странно, с
украинской стороны. Задолго до Геббельса и до башен баллистической защиты
Стругацких сказано, что человек подвержен пропаганде. Как бы ты ни
сопротивлялся – если воспринимаешь источники одного и того же плана, твоя
голова поворачивается не по твоему усмотрению, а по усмотрению того, кому это
надо.
И хотя я отношу себя к патриотам, выпускаю патриотические сборники
и делаю патриотические книги – меня не смущает порой зайти и послушать, скажем,
«Радио Свободу».
– Есть ли у Вас в литературе четко сформулированная
конечная цель, к которой Вы стремитесь?
– Дело в том, что я всегда считал себя несколько коммерческим
автором. Для меня в литературном творчестве всегда была важна возможность
заработать. Я никогда не был бескорыстным юношей с горящими глазами,
сосредоточенным только на том, как сказать свое художественное слово. Мои
коллеги иногда меня укоряют, говорят: «Ай-яй-яй, Сергей, ты думаешь только о
прибыли», – а потом добавляют утверждение, что надо написать книгу, которая
перевернет мир. Я отвечаю им – в современных условиях, чтобы написать книгу,
переворачивающую мир, надо стать известным, продаваемым автором, так как иначе
даже самую гениальную книгу почти никто не прочитает.
Я осваиваюсь в написании сценариев – для игр, для кино, пишу
статьи. То есть, возделываю для себя «новые полянки». Какой-то четкой конечной
цели – наверное, нет. Мне просто интересно жить. Да и книги меняются – они становятся
интерактивными, появляются необычные книжные приложения, появляются игры с
большим литературным наполнением. Я был этой весной в Свердловской области, и
меня спросили, какое у меня кредо, и я сформулировал его одним словом:
«Искать». Я не стремлюсь к единой цели, я стремлюсь все попробовать.
– Какие у Вас сейчас мысли возникают в отношении первых
написанных Вами книг?
– Я все отчетливее вижу, как это ужасно, безграмотно и по-детски
наивно было написано. Но моя самая первая книга, 2004 года, которая называлась
«Везуха» – она весьма нестандартно повлияла на меня. Все те события, которые в
ней излагаются, каким-то мистическим образом произошли и в жизни, где-то в
течение года-полутора. Даже какая-то дрожь появилась после этого, потому что
все происходило буквально как по писаному. Причем, события все были
неприятными, начиная с теракта в московском метро и заканчивая катастрофой в
аквапарке в Москве. Хотя, конечно, это совпадения, критический разум мне не
отказывает, но все равно...
Или вот – в Екатеринбурге «Новая газета» напечатала статью, где
рассказывалось, как социальные сети программируют подростков на суицид. Очень обсуждаемая
сейчас тема. А я еще в 2008 году написал на этот счет книгу, и такая тема для
меня нисколько не нова – то, о чем говорится, началось где-то года с 1998-го,
когда Fido стала распространенным явлением, когда начало набирать массовые
обороты общение через интернет. Это давно уже разобрано и давно уже фиксируется
государством. И пресловутый Комитет по защите молодежи от тоталитарных сект,
воспринимаемый порой как нечто одиозное, – на самом деле отслеживает такие
вещи. Когда я писал продолжение романа «Анафема» – «Анафема. Новое дело», я
дружил с представителями Комитета защиты молодежи от тоталитарных сект, мне
дали все материалы по самой известной на тот момент секте – так называемом
«Питерском клубе самоубийц». Я много прочитал отзывов родителей, чьи дети туда
попали... Меня знакомые литераторы спрашивают иногда: «Сергей, ты же написал
такую книгу, почему ты не высказываешься?». Я говорю им: «Я все уже сказал».
Пришло понимание: темы, которые описываешь, рано или поздно
отзовутся. Либо мистическим образом, либо политическим или религиозным
повтором.
– Вы сейчас продолжаете подсчитывать экземпляры, где были
напечатаны Ваши произведения?
– Нет, сосчитать уже очень трудно. Я в самом начале литературной
деятельности этим занимался, но бросил, когда достиг нескольких миллионов
экземпляров. Сейчас считать было бы ребячеством... Но я всегда говорю
начинающим авторам, что на начальном этапе это очень поднимает самооценку.
Обязательно просите авторские экземпляры у всех издательств, в которых
публикуетесь! Потому что поставить их на полочку весьма полезно. Это
подтверждение вашего труда. Первые 10-20 публикаций очень хорошо поддерживают.
Потому что потом будет проседание. Ведь рассказы, написанные за время
подготовки к публикациям, рано или поздно напечатаются, и могут опуститься
руки: будет казаться, что сказать больше ничего и подняться выше не получится.
А несколько десятков журналов на полочке помогают сохранять уверенность в своих
силах.
Понятно, что это делается для самореализации. Сначала ты доказываешь
себе свое умение писать произведения, которые публикуют. Первый десяток
публикаций тебя очень взбадривает, но вот второй десяток – уже не особо. Надо
устанавливать новую планку. Опубликоваться в красивом глянцевом журнале. Или, с
учетом сегодняшних реалий, – в крупном информационном портале. Опубликовался –
хорошо; теперь сделай повесть, напиши роман, напиши сценарий. Постепенно лезь
вверх. Количественные показатели – они горизонтальны, в них вертикального
подъема нет.
– Из тех, кто посещает Ваши семинары «Как дожить до выхода
первого бестселлера», посвященные альтернативным способам заработка для
литераторов, многие ли оказываются способны выдержать все эти испытания?
– Я Вам приведу один пример: у меня есть коллега из Чебоксар, Маша
Кочакова, – она совершенно честно говорит, что решила попробовать себя в
игровой сценаристике, учась на моих статьях. Я писал цикл статей для журнала
«Мир фантастики» о том, как молодые авторы могут себя применить. Маша – она
сейчас довольно успешный игровой сценарист, работала в крупных компаниях. Потом
стала делать свои проекты. У нее индивидуальное видение, мы с ней довольно
часто спорим по различным делам, но ничего страшного. Споры это важно.
И, если ставить галочку в моей учительской специальности, я могу
сказать: да, я хотя бы одного человека сумел научить чему-то, какую-то пользу
принес. Мне и от коллег часто приходят сообщения, что с ними пересекаются мои
семинаристы, которые прослушивали мои курсы.
В данном случае важно, чтобы люди пробовали. Как говорят, нельзя
из никакого писателя сделать гениального, нельзя из плохого писателя сделать
хорошего. Но можно из никакого писателя сделать среднего, а из среднего –
хорошего. Есть некий прыжок, который преодолевается только при помощи таланта,
искры, предрасположенности. Однако, такие качества, как усидчивость и умение
слушать – они позволяют хотя бы на несколько ступеней вверх подняться.
– Насколько хорошо сейчас Вами освоена работа сценариста
для кино?
– Для кино – не очень хорошо, я в основном с сериалами работаю. В
кино я работал с несколькими короткометражками и с одним полнометражным
мультфильмом. Со сценарной работой для телевидения – довольно активно пробую,
есть несколько проектов: скажем, сериал «Пятая стража» для «ТВ-3».
Беда в том, что на современном этапе, и не только в России, каналы
не снимают практически ничего со стороны. Либо у них есть свой режиссер,
имеющий свое видение и приводящий своего сценариста, либо у них есть какой-то
интересный заказ, и они вбрасывают эту идеи в сценарные агентства, а те привлекают
проверенных авторов, которые придают идее какую-нибудь форму.
Большая часть материалов, которые пишут сценаристы, никогда не
пойдет дальше первичного просмотра. Даже если будет ответный интерес – скорее
всего, автору просто заплатят за сценарную заявку, скажут, что это неплохо, и
оставят материал ждать своего часа. На Западе ситуация еще страшнее выглядит:
существует много опытных профессиональных сценаристов, у которых яхты, дома и
давным-давно в жизни все уже хорошо, которые проводят свои семинары и учат, как
писать сценарии, и у них нет ни одного снятого фильма.
В любом кино, кроме совсем уж арт-хаусного, снимаемого для показа
на фестивалях, главенствующим элементом являются деньги. Если деньги на идею
будут найдены – идея воплотится. Но и не факт, что идея реализуется на
изначальном материале. Иногда задумывается какая-нибудь военная драма, а на
выходе получается, к примеру, ситуационная комедия. Самое убийственное
заклинание в той же игровой индустрии – «Ребята, мы меняем концепцию!»
– На какое время вперед у Вас обычно есть запас идей и
наработок?
– Ну, в игровой индустрии у меня сейчас очередь стоит до 15 июля.
Это не дедлайн, это просто несколько заказов, которые расставлены по порядку. И
есть множество собственных идей и наработок, которые хотелось бы реализовать
самому и с коллегами, но в условиях постоянной занятости не доходят руки. Я на
всех семинарах говорю о том, что игровой писатель, игровой сценарист – очень
востребованная сейчас профессия. Тех, кто дошел до какого-то приличного уровня,
заказчики буквально рвут на части. Существует серьезная нехватка таких кадров.
Вплоть до того, что крупные компании выставляют объявления о поиске начинающих
сценаристов с готовностью еще и обучить их.
Еще мы со знакомыми разработчиками и литераторами собираемся
сделать проект, которые называется «Дети неба» – о наших летчиках в Сирии, хотя
там прямо не указано, что это Сирия, но какая это ближневосточная страна, в
принципе, понятно.
Что касается литературных проектов – есть идея выпустить графическую
новеллу, которую, наверно, буду делать за лето. Также сдан в печать следующий
сборник, в августе-сентябре издательство «Эксмо» обещает его появление на
прилавках – это сборник «Российская империя 2.0»: о том, как могла бы
произвестись реставрация монархии в России на нынешнем этапе, к чему бы она
привела и как бы выглядела. Я сам, конечно, не являюсь монархистом, но и мне
тоже интересно было бы взглянуть на нынешнюю ситуацию под углом монархизма.
Реализуется проект сборника «Не-остров Крым», куда будут
приглашены авторы из России и Украины. Я хочу сделать сборник, предоставляющий
возможность подумать над тем, как можно разрешить все российско-украинские
кризисы мирным путем. Этот проект давно уже вынашивается, примерно с 2014 года.
Есть и задумки, которые я не могу пока раскрывать, только
обобщенно скажу, что есть один проект технологической фантастики на атомную
тему, один проект альтернативного фэнтези, и очень давно вынашивается проект
альтернативно-биографический, с моими друзьями из Казахстана, но это немножко
затормозилось. Так что отступать некуда, надо работать.
– Из тех издательств, с которыми Вы сотрудничали, с каким
было удобнее всего работать?
– Удобнее всего – с московско-рижско-донецким издательством
«Снежный ком», потому что у меня дружественные отношения со всеми его
основателями и учредителями. Но эти ребята, к сожалению, никогда не могут
отвечать за сроки издания, потому что у них нет своей типографии, и все может
быть растянуто во времени. С точки зрения качества оформления наиболее удачной
была работа с почившим ныне издательством «Тактикал Пресс», поскольку у них
всегда было хорошо с ресурсами, и они всегда могли себе позволить прекрасную
обложку и прекрасное оформление. Что касается постоянного сотрудничества –
вполне нормально работается с «Эксмо». Бывают там, естественно, и свои накладки
– и фамилии путали, и при верстке были ошибки... Но это неудивительно, учитывая
весь объем их производства: «Эксмо» же – это такая огромная фабрика по
«выпеканию» книг.
– А вы публиковались в журнале «Полдень. XXI век» у
Стругацкого?
– Нет, никогда там не публиковался – так получилось, что «Полдень»
стал принимать присылаемые произведения, когда у меня уже не было
неопубликованных рассказов, а они брали только «незасвеченные». Сейчас журнал
все больше переходит в электронную форму, да и на рассказы я стал делать
гораздо меньший упор в своем творчестве.
– Вам когда-нибудь пригождалась Ваша специальность
психотерапевта?
– Пригождалась! Хотя я никогда не практиковал. Так получилось, что
большую часть своей жизни я был «жилеткой» для своих друзей и знакомых, поэтому
мне захотелось, можно сказать, задокументировать эту способность. Тем более, я
давно интересовался психологией, еще с детства. Когда появилась возможность, я
пошел на курсы при психфаке.
Но, что интересно, я не думал никогда, что я буду этим
зарабатывать. И действительно, этого так и не случилось. Я перенес полученные
знания в литературу. То, что я узнал, позволило мне создавать непротиворечивых
персонажей. Когда ты представляешь, из чего состоит характер людей, за счет
чего в них проявляются те или иные черты, ты можешь предугадывать, какими будут
их действия. А без этого умения персонажи нередко получаются в определенном
смысле картонными. У нас в фантастике много психологов: скажем, Сергей
Лукьяненко – детский психолог, Леонид Каганов занимался психологией.
– У Вас остается время на какое-нибудь хобби, помимо
писательской и игровой деятельности?
– Остается, разумеется. Да и вся наша работа – это хобби. Плюс, в
последние годы я полюбил ездить на различные фестивали, куда меня приглашают,
мне очень нравится приезжать в новые города, смотреть на все. Еще я продолжаю
увлекаться психологией. Увлекаюсь военной историей и историей оружия.
Сотрудничал одно время с военно-историческим издательством, и мы сделали кучу
проектов. Мне нравятся гонки Формулы-1. Не сказать, что слежу за гонками,
затаив дыхание, но мне всегда хочется узнавать о различных конструкторских
достижениях «Формулы». Вот из подобных вещей мы, фантасты, и черпаем темы для
произведений. Так что – вроде как не скучаю.
– Как Вы думаете, вернется ли такое время, когда писатели
жили только свободным творческим трудом?
– Однозначно – нет. Книгоиздательское дело отходит в прошлое – мы
это видим невооруженным взглядом. А дело это по-крупному начиналось после
Франко-прусской войны, когда Бисмарк якобы сказал: «Эту войну выиграл школьный
учитель». То есть, введение всеобщего среднего школьного образования сильно
повысило образовательный уровень населения – следовательно, войска получили
грамотных специалистов в артиллерии, в первых опытах с воздухоплаванием, в
пользовании телеграфом. Появился целый класс людей, умеющих читать и писать,
которых нужно было как-то развлекать. Естественно, это все породило массовое
книгоиздание, равно как и массовые жанры: детективы, любовную прозу и, в том
числе, авантюрную фантастику. Появились, соответственно, люди, которые стали в
этих жанрах писать и неплохо зарабатывать.
Но на сегодняшний день, когда массовое книгоиздание
последовательно идет ко дну, хоть и пытается как-то трепыхаться, возвращения к
тем условиям уже не будет. В виртуальном же пространстве – даже если ввести
драконовские меры и расстреливать тех, кто бесплатно скачивает электронные
книги – это ни к чему не приведет. Дело в том, что жажду чтения люди смогут
утолять более простыми средствами: через интернет-порталы, новостные сайты,
блоги, социальные сети. Книга, как ни печально, становится просто декоративным
элитарным продуктом.
Поэтому писателям нужно искать новые возможности, пробовать себя в
как можно большем количестве литературных специальностей. Я, например, издал
свою книгу в виде мобильного приложения на телефоне – естественно, никаких
денег мне это не принесло, но было интересно посмотреть, как это будет
выглядеть, как будет работать. Увлекательно, на самом деле, жить и все время
искать, искать...
Комментариев нет:
Отправить комментарий