среда, 22 августа 2018 г.

Музыкальное пророчество Flos Florum. Самая необычная рок-группа Екатеринбурга


Александр Старков, идейный вдохновитель ансамбля "Flos Florum" - своего рода музыкальный пророк. Немало меломанов, знающих, что представляет собой ансамбль "Flos Florum", наверняка испытают сомнения в точности этого определения. Ведь пророк, по идее, должен смотреть в будущее, а Александр и его единомышленники воспроизводят средневековую музыку на средневековых же инструментах. Но спираль, по которой движется история - она словно пружина в табакерке, из которой вылетает чёртик. Она так же провоцирует удивление и оторопь. То есть, как вы понимаете, "Flos Florum" - это не какое-нибудь бренчание на гуслях и консервных банках; это целая философия.

Как же образовалась одна из самых необычных групп нашего города? "Цветок цветков" - как переводится с латыни название коллектива, о котором мы сейчас говорим, пробился к свету, по сути, сквозь асфальтово-серую массу.

Александр учился в консерватории и мечтал о творческой свободе, пока его сокурсники считали за удачу попыхтеть в оркестре или зажечь в отчётном концерте, где так много публики, что в отдельные моменты можно услышать жужжание мух. Творческий побег из этого музыкального Шоушенка Александру удалось осуществить с помощью нескольких знакомых ребят, тоже не горящих желанием быть лабухами. Как ни странно, костяк своей нынешней команды Александр собрал именно в той самой консерватории. С трудом, но собрал. И эти люди из состава "Flos florum" до сих пор соблюдают краткий, но сложный для выполнения принцип - хотеть осваивать новое, творить и самосовершенствоваться.

Напрашивается мысль - на каждую ноту, сыгранную рядовым выпускником консерватории по тысячекратно заезженной партитуре приходится час или день вдохновения тех, кто пытается создать в музыке нечто неслыханное. Оживить её прекардиальным ударом по басовым струнам или по литаврам. Вдохнуть в неё свежесть через шалмей или через продольную флейту.

Несмотря на то, что "Flos Florum", как правило, исполняет древние песни и мелодии западных стран, изначально к Средневековью Александра привела восточная музыка. Однако в жанре этно очень многое упирается в воспроизводство духа того или иного народа. Приручить джинна ориентальной ментальности, заключенного в восточных мотивах, западному человеку в целом нельзя. Даже на самую виртуозную игру восточный ценитель будет реагировать, как научрук на курсовую, которую нужно отправить на доработку за погрешности в оформлении. То же самое, кстати, бывает, когда музыку западных предков играют русские группы, увлечённые Средневековьем.

Поэтому "Flos Florum" не следует слепо лекалам композиций из минувших веков, а придаёт им собственный стиль: слегка утяжеляя их звучание; давая волю фантазии - как могла бы звучать древняя музыка, если бы люди тех лет были знакомы с роком, с металлом. Причём колорит старины при этом остаётся столь же отчётливым. 

Максимальную близость к оригиналам музыканты "Flos Florum" практикуют в балканских мелодиях - где Восток и Запад переплетены на славянском стержне. А славянским народам для взаимопонимания, кажется, достаточно инструментальных звуков. Слова в их общении между собой только вредят.

Александр считает Средневековье временем наибольшей гармонии и мудрости. Вопреки стереотипу, что в Средние века не было ничего, кроме скрипения лат и треска костров. Наоборот, по мнению Александра, человечество познало убогость лишь в эпоху Возрождения, которую порою называют эпохой Вырождения. С чем можно согласиться, учитывая начавшиеся в Возрождение распри в христианстве и послеколумбовую эпидемию золотой лихорадки в Европе.

Наше "сегодня" тоже вызывает подозрения - не декаданс ли оно часом? Сам Александр с невозмутимой горечью говорит, что не знает, чего потребно нынешней массе слушателей. Стало слишком много музыки, по осмысленности и по эстетичности не превосходящей, к примеру, шум машин. Музыки, звучащей просто чтоб звучать. Когда со всех радиостанций доносится про то, как кто-то "встретился в маршрутке" - это действительно "не шутки". А ведь ещё не так давно толпы хиппи с переносными магнитофонами взахлёб упивались подлинным роком. Кто-то до боли в шее молился на металл, под него отрываясь. Уже электронная музыка за свои пару-тройку десятилетий перебрала почти все ходы, входы и выходы, ей тоже особо больше нечем серьёзно зацепить нас. А ретро, в сущности - праздник, в котором весьма сложно поселиться навсегда. Кто мы такие, когда не идём вперёд?

Но, к счастью, в условиях цивилизованной жизни этот вопрос способен неслабо давить на мозги, уже не ждущие хлеба и потому требующие зрелищ или какой-то духовной пищи. Да и в самом слове "употреблять" кроется какое-то нецензурное неудовлетворение. Вы, думаю, слышали о том, что люди, заплутавшие в лесу, начинают ходить большими кругами. И мы, все такие заблудшие в масштабах Вселенной, не прочь бы найти какие-нибудь зарубки из прошлого, чтобы, следуя им, искать себе непройденный путь. Погружение в историю, поиск своих корней и своей идентичности - и есть беспокойство об уже упомянутых зарубках, что позволят не вязнуть в одном и том же болоте и не напарываться на один и тот же сук.

Вот почему музыка группы "Flos Florum" и продвигаемые ею идеи - в чём-то пророческие. Только синтезируя былое и грядущее можно стать реальным человеком третьего тысячелетия, а не героем сериала "Большая жратва". Жить без преемственности поколений - это как покорять Эверест, ежедневно утром ступая на тропу, уходящую вверх, а по вечерам неизменно возвращаться к креслу-качалке, камину и ноутбуку.

У Александра и его команды сейчас много интересных планов. Все они настолько небанальны, что создаётся впечатление, что "Flos Florum" получали дополнительные знания о музыке не в консерватории, а в обсерватории.

Скажем, на данный момент ансамбль "Flos Florum" занимается экстраординарным проектом под названием EON. В нём будет обыгрываться древнеегипетский и древнегреческий эпос. Причём главным образом при помощи инструментов с пирамидальными формами. Энергетические свойства пирамидальных форм пока едва-едва понимаются учёными, чьи очки буквально запотевают от загадочных веяний, когда они касаются темы пирамид. Как пирамидальные формы влияют на звук - и вовсе тайна из тайн. Александр Старков стряхнул с неё внушительный слой пыли и песка, чтоб показать нам, что предки имели немало своих козырей в технологиях. 

Мистерии в рамках проекта EON по замыслу Александра Старкова должны проводиться в обстановке такой же необычной, как и их музыкальное сопровождение. Например, под ночным звёздным небом.

Пока меня не накрыло потоком сознания при рассуждении о смысле и значении EON, хотелось бы привести прямую речь Александра Старкова, где он очень интригующе раскрывает суть проекта и, отчасти, собственного творчества несколькими фразами:
- Вообще стихия древнейших гор, на которых мы живём так или иначе проявляется в нашем творчестве. Я, например, очень люблю традиционную музыку Тибета, а так же Кавказа, от народной до Авета Тертеряна. Тибетская храмовая музыка и симфонии Тертеряна - это мощнейшее проявление стихии гор. Это само звучание гор. Думаю, что в меньшей степени Flos Florum, но в большей новый мой мистериальный проект EON Ritual будет во многом таким же голосом древнейших на планете Евразийских ГОР, каким для Тибета стало звучание дунченов, а для Кавказа, например, дудука и зурны.

Ещё одним крупным событием в деятельности группы "Flos Florum" стало участие в экспериментальном поэтическом киноспектакле Нины Ручкиной "Чучело человека". На съемочной площадке киноспектакля был снят клип на скандинавскую песню "Herr Mannelig". Этот клип, помимо того, что войдёт в клипографию "Flos Florum", будет ещё и задействован как фрагмент "Чучела человека". В песне "Herr Mannelig" поётся о горной троллихе, и сюжет её достаточно сильно перекликается с сюжетом о Хозяйке Медной Горы.

Кроме всего прочего, на съёмках "Чучела человека" группа "Flos Florum" поучаствовала в разведении инквизиторского огня, символизирующего мучительную совесть главной героини киноспектакля.

На эксклюзивный вопрос "Каким вы себе представляете Чучело человека?" Александр ответил убеждённо и ёмко:
- Я думаю, "Чучело человека" - это тот, кто имеет лживую, навязанную обществом оболочку. Оболочку, которую делает его похожим на других. Конечно, можно всю жизнь пытаться быть индивидуалистом и в итоге раскаяться. Главное, чтобы раскаяние не наступило слишком поздно... Лично я вижу единственный способ избежать состояния "чучела" - быть преданным делу, которое любишь.

Что ж, как мы убедились, Александр не раз доказывал свою преданность творчеству тем, что он не выбирал более проторенных и легких направлений. И теперь он, хоть и тесним трудностями, как любой новатор, но зато свободен от лживых оболочек. А это очень важно. Ведь "Чучело человека" удобнее и лучше видеть на экране, а не в зеркале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий