Александр Старков, идейный вдохновитель ансамбля "Flos
Florum" - своего рода музыкальный пророк. Немало меломанов, знающих, что
представляет собой ансамбль "Flos Florum", наверняка испытают
сомнения в точности этого определения. Ведь пророк, по идее, должен смотреть в
будущее, а Александр и его единомышленники воспроизводят средневековую музыку
на средневековых же инструментах. Но спираль, по которой движется история - она
словно пружина в табакерке, из которой вылетает чёртик. Она так же провоцирует
удивление и оторопь. То есть, как вы понимаете, "Flos Florum" - это
не какое-нибудь бренчание на гуслях и консервных банках; это целая философия.
Как же образовалась одна из самых необычных групп нашего города?
"Цветок цветков" - как переводится с латыни название коллектива, о
котором мы сейчас говорим, пробился к свету, по сути, сквозь асфальтово-серую
массу.
Александр учился в консерватории и мечтал о творческой свободе,
пока его сокурсники считали за удачу попыхтеть в оркестре или зажечь в отчётном
концерте, где так много публики, что в отдельные моменты можно услышать
жужжание мух. Творческий побег из этого музыкального Шоушенка Александру
удалось осуществить с помощью нескольких знакомых ребят, тоже не горящих
желанием быть лабухами. Как ни странно, костяк своей нынешней команды Александр
собрал именно в той самой консерватории. С трудом, но собрал. И эти люди из
состава "Flos florum" до сих пор соблюдают краткий, но сложный для
выполнения принцип - хотеть осваивать новое, творить и самосовершенствоваться.
Напрашивается мысль - на каждую ноту, сыгранную рядовым
выпускником консерватории по тысячекратно заезженной партитуре приходится час
или день вдохновения тех, кто пытается создать в музыке нечто неслыханное.
Оживить её прекардиальным ударом по басовым струнам или по литаврам. Вдохнуть в
неё свежесть через шалмей или через продольную флейту.
Несмотря на то, что "Flos Florum", как правило,
исполняет древние песни и мелодии западных стран, изначально к Средневековью
Александра привела восточная музыка. Однако в жанре этно очень многое упирается
в воспроизводство духа того или иного народа. Приручить джинна ориентальной
ментальности, заключенного в восточных мотивах, западному человеку в целом
нельзя. Даже на самую виртуозную игру восточный ценитель будет реагировать, как
научрук на курсовую, которую нужно отправить на доработку за погрешности в оформлении.
То же самое, кстати, бывает, когда музыку западных предков играют русские
группы, увлечённые Средневековьем.
Поэтому "Flos Florum" не следует слепо лекалам
композиций из минувших веков, а придаёт им собственный стиль: слегка утяжеляя
их звучание; давая волю фантазии - как могла бы звучать древняя музыка, если бы
люди тех лет были знакомы с роком, с металлом. Причём колорит старины при этом
остаётся столь же отчётливым.
Максимальную близость к оригиналам музыканты "Flos
Florum" практикуют в балканских мелодиях - где Восток и Запад переплетены
на славянском стержне. А славянским народам для взаимопонимания, кажется,
достаточно инструментальных звуков. Слова в их общении между собой только
вредят.
Александр считает Средневековье временем наибольшей гармонии и
мудрости. Вопреки стереотипу, что в Средние века не было ничего, кроме
скрипения лат и треска костров. Наоборот, по мнению Александра, человечество
познало убогость лишь в эпоху Возрождения, которую порою называют эпохой
Вырождения. С чем можно согласиться, учитывая начавшиеся в Возрождение распри в
христианстве и послеколумбовую эпидемию золотой лихорадки в Европе.
Наше "сегодня" тоже вызывает подозрения - не декаданс ли
оно часом? Сам Александр с невозмутимой горечью говорит, что не знает, чего
потребно нынешней массе слушателей. Стало слишком много музыки, по
осмысленности и по эстетичности не превосходящей, к примеру, шум машин. Музыки,
звучащей просто чтоб звучать. Когда со всех радиостанций доносится про то, как
кто-то "встретился в маршрутке" - это действительно "не
шутки". А ведь ещё не так давно толпы хиппи с переносными
магнитофонами взахлёб упивались подлинным роком. Кто-то до боли в шее молился
на металл, под него отрываясь. Уже электронная музыка за свои пару-тройку
десятилетий перебрала почти все ходы, входы и выходы, ей тоже особо больше
нечем серьёзно зацепить нас. А ретро, в сущности - праздник, в котором весьма
сложно поселиться навсегда. Кто мы такие, когда не идём вперёд?
Но, к счастью, в условиях цивилизованной жизни этот вопрос
способен неслабо давить на мозги, уже не ждущие хлеба и потому требующие зрелищ
или какой-то духовной пищи. Да и в самом слове "употреблять" кроется
какое-то нецензурное неудовлетворение. Вы, думаю, слышали о том, что люди,
заплутавшие в лесу, начинают ходить большими кругами. И мы, все такие заблудшие
в масштабах Вселенной, не прочь бы найти какие-нибудь зарубки из прошлого,
чтобы, следуя им, искать себе непройденный путь. Погружение в историю, поиск
своих корней и своей идентичности - и есть беспокойство об уже упомянутых
зарубках, что позволят не вязнуть в одном и том же болоте и не напарываться на
один и тот же сук.
Вот почему музыка группы "Flos Florum" и продвигаемые ею
идеи - в чём-то пророческие. Только синтезируя былое и грядущее можно стать
реальным человеком третьего тысячелетия, а не героем сериала "Большая
жратва". Жить без преемственности поколений - это как покорять Эверест,
ежедневно утром ступая на тропу, уходящую вверх, а по вечерам неизменно
возвращаться к креслу-качалке, камину и ноутбуку.
У Александра и его команды сейчас много интересных планов. Все они
настолько небанальны, что создаётся впечатление, что "Flos Florum"
получали дополнительные знания о музыке не в консерватории, а в обсерватории.
Скажем, на данный момент ансамбль "Flos Florum"
занимается экстраординарным проектом под названием EON. В нём будет
обыгрываться древнеегипетский и древнегреческий эпос. Причём главным образом
при помощи инструментов с пирамидальными формами. Энергетические свойства
пирамидальных форм пока едва-едва понимаются учёными, чьи очки буквально
запотевают от загадочных веяний, когда они касаются темы пирамид. Как
пирамидальные формы влияют на звук - и вовсе тайна из тайн. Александр Старков
стряхнул с неё внушительный слой пыли и песка, чтоб показать нам, что предки
имели немало своих козырей в технологиях.
Мистерии в рамках проекта EON по замыслу Александра Старкова
должны проводиться в обстановке такой же необычной, как и их музыкальное
сопровождение. Например, под ночным звёздным небом.
Пока меня не накрыло
потоком сознания при рассуждении о смысле и значении EON, хотелось бы привести
прямую речь Александра Старкова, где он очень интригующе раскрывает суть
проекта и, отчасти, собственного творчества несколькими фразами:
- Вообще стихия древнейших гор, на которых мы живём так или иначе
проявляется в нашем творчестве. Я, например, очень люблю традиционную музыку
Тибета, а так же Кавказа, от народной до Авета Тертеряна. Тибетская храмовая
музыка и симфонии Тертеряна - это мощнейшее проявление стихии гор. Это само
звучание гор. Думаю, что в меньшей степени Flos Florum, но в большей новый мой
мистериальный проект EON Ritual будет во многом таким же голосом древнейших на
планете Евразийских ГОР, каким для Тибета стало звучание дунченов, а для
Кавказа, например, дудука и зурны.
Ещё одним крупным событием в деятельности группы "Flos
Florum" стало участие в экспериментальном поэтическом киноспектакле Нины
Ручкиной "Чучело человека". На съемочной площадке киноспектакля был
снят клип на скандинавскую песню "Herr Mannelig". Этот клип, помимо
того, что войдёт в клипографию "Flos Florum", будет ещё и
задействован как фрагмент "Чучела человека". В песне "Herr
Mannelig" поётся о горной троллихе, и сюжет её достаточно сильно
перекликается с сюжетом о Хозяйке Медной Горы.
Кроме всего прочего, на съёмках "Чучела человека" группа
"Flos Florum" поучаствовала в разведении инквизиторского огня,
символизирующего мучительную совесть главной героини киноспектакля.
На эксклюзивный вопрос
"Каким вы себе представляете Чучело человека?" Александр ответил
убеждённо и ёмко:
- Я думаю, "Чучело человека" -
это тот, кто имеет лживую, навязанную обществом оболочку. Оболочку, которую
делает его похожим на других. Конечно, можно всю жизнь пытаться быть
индивидуалистом и в итоге раскаяться. Главное, чтобы раскаяние не наступило
слишком поздно... Лично я вижу единственный способ избежать состояния
"чучела" - быть преданным делу, которое любишь.
Что ж, как мы
убедились, Александр не раз доказывал свою преданность творчеству тем, что он
не выбирал более проторенных и легких направлений. И теперь он, хоть и тесним
трудностями, как любой новатор, но зато свободен от лживых оболочек. А это
очень важно. Ведь "Чучело человека" удобнее и лучше видеть на экране,
а не в зеркале.
Комментариев нет:
Отправить комментарий