суббота, 25 августа 2018 г.

Загадка чёрного лебедя: рок или самопожертвование?

Когда-то очень давно один малоизвестный российский режиссёр показал нам в фильме, как строится "Сибирский цирюльник" - грандиозная махина по перемалыванию тайги. Сейчас в наших краях тоже готовится к запуску нечто, с почти одушевленным названием, способное эпично продираться сквозь тайгу. Только природа при этом не страдает - что, согласитесь, важно.

Речь идёт об экспериментальном киноспектакле "Чучело человека", и данному проекту Нины Ручкиной будет суждено прокладывать себе путь к сердцам и умам зрителей сквозь тайгу стереотипов и нелепых толкований. А пока в распоряжении участников съёмок на несколько вечерних часов побывал Оперный театр. Эпизод, который выбрали здесь запечатлеть, содержал интересный подтекст и знаменитую сцену не посрамил.

В съемочном процессе есть какой-то постоянный рабочий антураж. Такое впечатление, что даже перерыв на кофе таит тонкую эмоциональность, креативность и стремительность. Однако вся эта артистическая суматоха ежеминутно разбавляется улыбками и шутками. Расслабленность витает в атмосфере зала, вместе с парящим видео-коптером. Коптер вообще - чудесная штука. Похожая на несмышлёное доброе насекомое. Ещё более чудесная штука - расслабленность. Зачем сохранять драматическое лицо, кроме тех интенсивных секунд, когда оно попадает в кадр? Основную часть глупостей в мире производят с серьёзными лицами, так к чему нагнетать напряжение и держать себя в стрессе образа? Тем более, в кино грань между искренностью и напыщенной глупостью - крайне мала. Оттого и царит непринуждённость после слов "Снято!", чтоб перед следующей командой "Мотор!" в объектив попадала раскованность. Чтоб как по-настоящему - мы же раскованно удивляемся, нервничаем, грустим...

Главными героями съёмочного дня стали артисты Оперного театра Лариса Люшина и Илья Бородулин, исполнившие ключевой фрагмент из балета "Лебединое озеро" - танец Зигфрида и Одиллии. Дело в том, что по сценарию "Чучела человека" Уральская Красавица, находясь в отеле "Рамада" (эпизоды в "Рамаде" уже успешно сняты), думает о собственных ошибках и её посещает видение - те самые танцующие Зигфрид и Одиллия. В видении есть глубокий нравственный смысл. Ведь в сюжете "Лебединого озера" Одиллия сперва кажется Зигфриду... хм, идиллией - он принимает её за свою возлюбленную Одетту, которой он дал клятву верности. Одетта - заколдована и превращена в белого лебедя; вернуть ей человеческий облик может лишь верность Зигфрида. Но злые чары были наложены не для того, чтобы их разрушали во имя вечной любви, поэтому Зигфриду подослали Одиллию - соблазнить его и не дать их прекрасным с Одеттой планам осуществиться. Одиллии, представшей чёрным лебедем, удаётся сбить с толку Зигфрида, что и приводит к плачевной развязке. (Мда, доносить "Лебединое озеро" прозой - словно таскать воду в сите. Я попытался...) Но, наконец, возвращаясь к "Чучелу человека" - в нём Уральская Красавица понимает, что по сути всегда была чёрным лебедем. Роковой самозванкой, без тени сомнения становящейся для любого, кому она померещится счастьем, пучиной страданий и недосказанности. Это положение вещей начинает её гложить, и - продолжение следует.

Если мы вынырнем в реальность с мыслями о чёрных лебедях, то сумеем обнаружить, что уродиться такой птицей - ещё не значит обрекаться на пожизненную подлость и потребность глушить совесть, как "Радио свободу". Впечатляющий пример - чёрный лебедь Петра, обитавшая в окрестностях немецкого города Мюнстер. Она беззаветно влюбилась в пластмассовый катамаран в форме белого лебедя, плавала за ним круглосуточно, выделила специальное место, где собиралась высиживать с ним птенцов. Наблюдавшие за озером люди обратили на это внимание и взялись оберегать Петру от разлук: на зиму её поселили в маленьком пруду в зоопарке - разумеется, рядом с "любимым". Время от времени её пробовали сводить с другими чёрными лебедями, но она никого не предпочитала белому катамарану. Год спустя Петра решилась покинуть объект своей страсти, но её отношения с на сей раз живым лебедем Паулем продлились недолго в связи с изменами  Пауля. Последующее лето Петра снова провела с катамараном, после чего неожиданно пропала. Нашлась через 4 года, сильно истощённой - но её смогли спасти, и она поныне здравствует. Такое вот "Лебединое озеро" XXI века...

Какой же вариант развития событий будет отражён в киноспектакле Нины Ручкиной? Узнаем в феврале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий