3-я Уральская биеннале собирает в гости "все
флаги".
Думаю, вряд ли можно поспорить с тем, что Урал в последнее время
уверенно выходит на орбиту современности. Мы модернизируемся, молодеем,
развиваем гибкость мышления - то есть, представляем из себя географическое
подобие Бенджамина Баттона. И - как над ухоженной клумбой рано или поздно
появляются бабочки, так и осовремененный край неизбежно обзаводится современным
искусством. 3-я Уральская индустриальная биеннале - ярчайшее тому
подтверждение.
Есть несколько моментов, без которых понимание сути и значения Уральской
биеннале может быть неполным. Но начнём, пожалуй, с элементарного. Лично у меня
вырвалась "песнь торжествующего плебея", когда я узнал, что слово
"биеннале" - не просто синоним к русскому слову "выставка".
Биеннале называются выставки, проходящие раз в 2 года. Ну а в полный экстаз
меня привело осознание, что "триеннале" и "квадриеннале" от
"биеннале" ничем не отличаются, кроме периодичности их проведения -
раз в 3 и в 4 года соответственно. Что ж, восторгом персонального ликбеза я
поделился, перейдём к вопросам более серьёзным и более общим.
Комментарий
от Оксаны Орачевой, генеральный директор Фонда Потанина:
"Для нас важна не только поддержка
конкретных музейных проектов, чем мы занимаемся уже более 15 лет, но и выход
этих проектов на новый уровень. Сегодня большие культурные события
способствуют открытости региона, росту его инвестиционной привлекательности,
создают новые рабочие места. Этот проект полностью подтверждает выбранную в
прошлом году стратегию поддержки культуры, сфокусированную на открытости,
доступности и профессионализме. Одно из наших направлений — поддержка
профессиональных музейных обменов, в том числе, международных. Это тот редкий
случай, когда мы можем не просто познакомиться, но и поучиться друг у друга. Мы
верим, что только взаимодействие может сделать и регионы, и музеи современными.
Я уверена, что мы все со временем придем к тому, что взаимодействие бизнеса и
культуры – это неотъемлемая часть успешного развития любого региона".
Почему биеннале - широкий шаг в будущее для Екатеринбурга и Урала?
Факт широкого шага - неоспорим, даже безотносительно ответа на вопрос -
насколько прогрессивное и ценное искусство мы приютили на наших площадках. Для
нас имеет колоссальное значение, что Уральская Индустриальная биеннале напрямую
связана со Всемирной Биеннальной Ассоциацией (IBA).
7-8 октября 2015 года отель "Онегин" принимал у себя
открытый симпозиум IBA. Организаторы Уральской биеннале вели свободный
конструктивный диалог с заграничными гостями-участниками IBA. Было приятно
отметить, что усилия наших энтузиастов находят поддержку у коллег из многих
уголков земного шара. Можно сказать, наш проект получает развитие и мощность из
инерции всемирного вращения.
На Уральской биеннале не просто собрали работы художников,
предстающих перед нами в едином лице сегодняшней культуры. Не просто заявили,
что наш регион в состоянии поймать волну глобальных настроений. Самое
блестящее, что всё это транслируется дальним городам и дальним странам. На
другие континенты. Теперь ведь о нас знает не только Йоко Оно, но и Йокогама. О
нас знают в Дакаре - как мы о них знаем по названию ралли
"Париж-Дакар". О нас знают в Ливерпуле, и одобрение ливерпульских
единомышленников способно поместиться в строчку "You ll never walk
alone".
Урал отныне не немой поставщик природных даров, а респектабельный,
продвинутый, тёплый собеседник и для своих российских соседей, и для именитых
иностранцев. На открытом симпозиуме IBA в отеле "Онегин" это было
отчётливо видно.
Урал сейчас - полноправный спикер в дискуссиях о проблемах
планетарного масштаба. Часть подобных проблем освещается самой биеннале. Часть
- открытыми симпозиумами.
Государства и люди стали гораздо ближе друг к другу - транспорт
всё быстрее, границы всё прозрачнее, общение и вовсе сбросило с себя власть
расстояний. Каким в таких новых условиях должно быть искусство? А каким
человек? А куда заведут его новые поиски идентичности? И зачем ему
идентичность? Какие изменения претерпят его отношения с обществом, с
управленцами? На данные темы отныне будет всегда актуально подумать.
Толпы ухоженных, сытых, одетых - растут и растут - и каждый в
растущих толпах, обретя бытовой комфорт, потом оказывается готовым отдать свою
последнюю рубашку за комфорт душевный. IBA - это россыпь вариантов возражений
на злободневные трудности. Достойное место в сей россыпи нашёл и самородок
Урала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий