воскресенье, 26 августа 2018 г.

Синопсис для киноспектакля "Чучело человека"

Инструкция по разбору "Чучела человека" по косточкам.

Вы всё ещё полагаете, что Урал населён призраками ссыльных, сирых и обездоленных? Что эти призраки со временем становятся лишь чуть опрятнее, и уже прячут свои лица не в махровые шарфы, а в тусклый свет айфонов? Думаете, здесь ничего нельзя увидеть - снизу ядовито-зеленый лес, сверху свинцовые облака, и лишь Невьянская башня покосилась в полуобморочном состоянии от данного великолепия? В таком случае, оторвитесь от монитора и посмотрите на свою входную дверь. Ведь к вам пришло "Чучело человека"!

Представим, что недоумение и комплекс вопросов относительно "Чучела человека" - это мой огневой рубеж. Формулировка пунктов, о которых хочется сразу спросить - словно быстрое прицеливание. Емкие ответы - как отрывистые выстрелы с гулким эхом многозначности, и с плавным переходом к закрытию новых мишеней. Надеюсь обойтись без штрафных кругов...

Что такое "Чучело человека?
"Чучело человека" - экспериментальный киноспектакль, снимающийся в разных живописных местах Урала и имеющий большую эстетическую подоплеку. Съемки идут с лета 2015, премьера состоится в "Hyatt Regency Ekaterinburg" в феврале 2016. Бюджет картины - 5 000 000 рублей.

К кому пришла эта идея?
Авторы проекта - известный модельер, поэтесса Нина Ручкина, и аспирантка истории искусств Анастасия Александрова. Нина достаточно давно пишет стихи, их накопилось изрядное количество, и её близкая подруга Анастасия придумала выстроить из лучших литературных творений Нины единый сюжет. Костяк киноспектакля - 11 стихов с динамичным видеорядом, повествующим с поэтическом сопровождением о душевных метаморфозах героини. Структура художественного замысла схожа с тибетской книгой мертвых "Бардо Тхедол".

Почему за основу была взята именно эта книга?
Прочтение "Бардо Тхедол" оставляет ощущение, что в смерти абсолютно нет ничего страшного. От сердца отлегает главная тревога - вдруг все враз закончится, и я больше не вдохну этот сладкий воздух/ не съем эту вкусняшку / не поцелую эти губы. Проступает уверенность - после земного существования нас встретит не тьма, а свет.  Проблема одна - выдержит ли твоя духовность испытание вечностью. Не будешь ли ты морально мертвым рано или поздно, пусть и подавая признаки жизни, пусть и совершая привычные движения. Поклонники потребления в масштабе бесконечности рискуют дополнить собой пары вроде "Сизиф и бессмысленность", "Чапаев и пустота"... Но не будем углубляться в "тибетчину".

Почему производством кино занимаются модельер и историк искусств?
Думаю, всем понятно, что в любом виде деятельности настоящие профи находятся в узкой прослойке уникумов, рожденных для своего ремесла и преданных ему вплоть до потери адекватности в других сторонах жизни. А их рядовые коллеги - не более, чем специалисты, ничего толком не создающие, зато держащие в лексиконе коронную фразу "Я этим занимался - это не покатит". То есть, такие люди - с перманентным "горем от ума": с зашоренными взорами и с вторичным творчеством, замыленным рутиной, ставшей для них оптимальной средой. Нина Ручкина - целиком и полностью креативная личность, обладающая крайне важными качествами - творческой бескомпромиссностью, отсутствием боязни выглядеть смешно или нелепо. Она бесконечно верна красоте - и внешней, и внутренней; а что ещё нужно для служения искусству? Постоянное постижение красоты, демонстрируемое на пленку - пускай и человеком, не располагающим богатым техническим опытом - к кинематографу в прямом смысле слова относится больше, чем заседания, фуршеты и склоки в Союзе Кинематографистов.

Что нам хотят сказать этим киноспектаклем?
Это в некотором роде видео-притча о нынешних реалиях среди исконных ценностей. О том, что красота сама по себе - просто обыденное явление; что счастье из нее можно получить, но с помощью напряженного самопознания, нахождения смысла жизни - своеобразного философского камня, позволяющего добывать золото счастья из самых обычных вещей. Хотя и тогда не отпускают сомнения - "Но, может, золото фольга всего лишь?"

Широк спектр выдвигающихся на первый план отсылок к философии, но более широк их фон - Урал, каким мы его пока что не видели. Есть перспектива эффектно разыграть партию брендирования нашего региона - партию, где последний PR-ход был сделан москвичом Александром Твардовским строчкой "Урал - опорный край державы". Поразить эту цель - а заодно и всех скептиков, полагающих, что если талантливо снять наши достопримечательности, то выйдет нарядно и несуразно - примерно как Валуев в парадном пиджаке. Напрасные опасения! Притягательность любого места зависит от того, как его обрисовать. Тот же, скажем, Париж - в самых разных фильмах предстает в десятках разных ракурсах - от города-любви и города-величия до города-богемы и города-упадка. И таких примеров масса. Может, викторину устроить?.. Тут даже не следование новомодным терминам и веяниям - тренды, бренды, прочее. Шут с ними - и с англицизмами, и со специальной лексикой. Суть совсем в ином: как говорится, не красота рождает любовь, а любовь рождает красоту - вот что можно вложить в понятие "бренд". Просто иногда приходится пользоваться словами, находящимися в фазе общедоступности.

Для чего Уралу брендирование?

Немало людей среди нас живут по принципу "Где родился - там и пригодился". Поэтому не приятнее ли осознавать, что взрастивший тебя край имеет свою орбиту в системе, вращающейся вокруг МКАДа? Что он не просто ископаемый аппендикс России и мира, обращение к которому происходит по доктрине "Принеси-подай". Есть, конечно, немало темных людей с огромными тугими кошельками, старомодно исповедующих как раз вот такую доктрину. Им-то мы и покажем - у нас есть фантастические просторы, по ним ездят легендарные автомобили, наши девушки - невыразимо красивы, умны, инициативны, наша одежда - блистательна, наши здания - монументальны. У потенциальных спонсоров Урала будут раскрыты и глаза, и кошельки. Как известно, если подбегать к бизнесу с призывом: "Купите билеты на наш прекрасный корабль! Мы сейчас отправляемся!" - то ничего не получится. Бизнес может броситься покупать билеты только на те судна, которые показывают уверенный бурный ход и чьи паруса пропитаны могучим океаническим ветром. Наша задача - дать убедиться: Урал может быть хоть пассажирским лайнером, хоть авианосцем, хоть ледоколом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий