Инструкция по разбору "Чучела человека" по косточкам.
Вы всё ещё полагаете, что Урал населён
призраками ссыльных, сирых и обездоленных? Что эти призраки со временем
становятся лишь чуть опрятнее, и уже прячут свои лица не в махровые шарфы, а в
тусклый свет айфонов? Думаете, здесь ничего нельзя увидеть - снизу
ядовито-зеленый лес, сверху свинцовые облака, и лишь Невьянская башня
покосилась в полуобморочном состоянии от данного великолепия? В таком случае,
оторвитесь от монитора и посмотрите на свою входную дверь. Ведь к вам пришло
"Чучело человека"!
Представим, что недоумение и комплекс
вопросов относительно "Чучела человека" - это мой огневой рубеж.
Формулировка пунктов, о которых хочется сразу спросить - словно быстрое
прицеливание. Емкие ответы - как отрывистые выстрелы с гулким эхом
многозначности, и с плавным переходом к закрытию новых мишеней. Надеюсь
обойтись без штрафных кругов...
Что такое "Чучело человека?
"Чучело человека" -
экспериментальный киноспектакль, снимающийся в разных живописных местах Урала и
имеющий большую эстетическую подоплеку. Съемки идут с лета 2015, премьера
состоится в "Hyatt Regency Ekaterinburg" в феврале 2016. Бюджет
картины - 5 000 000 рублей.
К кому пришла эта идея?
Авторы проекта - известный модельер,
поэтесса Нина Ручкина, и аспирантка истории искусств Анастасия Александрова.
Нина достаточно давно пишет стихи, их накопилось изрядное количество, и её
близкая подруга Анастасия придумала выстроить из лучших литературных творений
Нины единый сюжет. Костяк киноспектакля - 11 стихов с динамичным видеорядом,
повествующим с поэтическом сопровождением о душевных метаморфозах героини.
Структура художественного замысла схожа с тибетской книгой мертвых "Бардо
Тхедол".
Почему за основу была взята именно эта
книга?
Прочтение "Бардо Тхедол"
оставляет ощущение, что в смерти абсолютно нет ничего страшного. От сердца
отлегает главная тревога - вдруг все враз закончится, и я больше не вдохну этот
сладкий воздух/ не съем эту вкусняшку / не поцелую эти губы.
Проступает уверенность - после земного существования нас встретит не тьма, а
свет. Проблема одна - выдержит ли твоя духовность испытание
вечностью. Не будешь ли ты морально мертвым рано или поздно, пусть и подавая
признаки жизни, пусть и совершая привычные движения. Поклонники потребления в
масштабе бесконечности рискуют дополнить собой пары вроде "Сизиф и
бессмысленность", "Чапаев и пустота"... Но не будем углубляться
в "тибетчину".
Почему производством кино занимаются
модельер и историк искусств?
Думаю, всем понятно, что в любом виде
деятельности настоящие профи находятся в узкой прослойке уникумов, рожденных
для своего ремесла и преданных ему вплоть до потери адекватности в других
сторонах жизни. А их рядовые коллеги - не более, чем специалисты, ничего толком
не создающие, зато держащие в лексиконе коронную фразу "Я этим занимался -
это не покатит". То есть, такие люди - с перманентным "горем от
ума": с зашоренными взорами и с вторичным творчеством, замыленным рутиной,
ставшей для них оптимальной средой. Нина Ручкина - целиком и полностью
креативная личность, обладающая крайне важными качествами - творческой
бескомпромиссностью, отсутствием боязни выглядеть смешно или нелепо. Она
бесконечно верна красоте - и внешней, и внутренней; а что ещё нужно для
служения искусству? Постоянное постижение красоты, демонстрируемое на пленку -
пускай и человеком, не располагающим богатым техническим опытом - к
кинематографу в прямом смысле слова относится больше, чем заседания, фуршеты и
склоки в Союзе Кинематографистов.
Что нам хотят сказать этим киноспектаклем?
Это в некотором роде видео-притча о
нынешних реалиях среди исконных ценностей. О том, что красота сама по себе -
просто обыденное явление; что счастье из нее можно получить, но с помощью
напряженного самопознания, нахождения смысла жизни - своеобразного философского
камня, позволяющего добывать золото счастья из самых обычных вещей. Хотя и
тогда не отпускают сомнения - "Но, может, золото фольга всего лишь?"
Широк спектр выдвигающихся на первый план
отсылок к философии, но более широк их фон - Урал, каким мы его пока что не
видели. Есть перспектива эффектно разыграть партию брендирования нашего региона
- партию, где последний PR-ход был сделан москвичом Александром Твардовским
строчкой "Урал - опорный край державы". Поразить эту цель - а заодно
и всех скептиков, полагающих, что если талантливо снять наши
достопримечательности, то выйдет нарядно и несуразно - примерно как Валуев в
парадном пиджаке. Напрасные опасения! Притягательность любого места зависит от
того, как его обрисовать. Тот же, скажем, Париж - в самых разных фильмах
предстает в десятках разных ракурсах - от города-любви и города-величия до
города-богемы и города-упадка. И таких примеров масса. Может, викторину устроить?..
Тут даже не следование новомодным терминам и веяниям - тренды, бренды, прочее.
Шут с ними - и с англицизмами, и со специальной лексикой. Суть совсем в ином:
как говорится, не красота рождает любовь, а любовь рождает красоту - вот что
можно вложить в понятие "бренд". Просто иногда приходится
пользоваться словами, находящимися в фазе общедоступности.
Для чего Уралу брендирование?
Немало людей среди нас живут по принципу
"Где родился - там и пригодился". Поэтому не приятнее ли осознавать,
что взрастивший тебя край имеет свою орбиту в системе, вращающейся вокруг
МКАДа? Что он не просто ископаемый аппендикс России и мира, обращение к
которому происходит по доктрине "Принеси-подай". Есть, конечно,
немало темных людей с огромными тугими кошельками, старомодно исповедующих как
раз вот такую доктрину. Им-то мы и покажем - у нас есть фантастические
просторы, по ним ездят легендарные автомобили, наши девушки - невыразимо
красивы, умны, инициативны, наша одежда - блистательна, наши здания -
монументальны. У потенциальных спонсоров Урала будут раскрыты и глаза, и
кошельки. Как известно, если подбегать к бизнесу с призывом: "Купите
билеты на наш прекрасный корабль! Мы сейчас отправляемся!" - то ничего не
получится. Бизнес может броситься покупать билеты только на те судна, которые
показывают уверенный бурный ход и чьи паруса пропитаны могучим океаническим
ветром. Наша задача - дать убедиться: Урал может быть хоть пассажирским
лайнером, хоть авианосцем, хоть ледоколом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий