четверг, 23 августа 2018 г.

Механика меланхолии: концерт "Отто Дикс" в клубе "Нирвана"

7 ноября в Екатеринбурге состоялся концерт одной из самых эксцентричных российских групп - "Отто Дикс". В клубе "Нирвана" группа презентовала  свой новый альбом "Анимус".

Сами музыканты "Отто Дикс" своё творчество относят к жанру "даркрейв", но нельзя сказать, что их песни сливаются с общим течением "тёмной волны". "Отто Дикс" - скорее, самостоятельная шхуна, рассекающая мрачный шторм жизненных коллизий. Эта шхуна управляется солистом, автором песен Михаэлем Драу и аранжировщиком Мари Слипом. Драу, помимо умения сочинять впечатляющие песни, ещё и обладает очень редким, удивительным голосом - контр-тенором, позволяющим безмерно расширять диапазон пронзительности в каждом исполнении. Что весьма важно, ведь название "Отто Дикс" было дано группе в честь немецкого художника-экспрессиониста, писавшего картины на самые кричащие и душещипательные темы. Так что, если пытаться заставить людей обратить внимание на какие-то "подозрительные и бесхозные вещи" - причем не в графической, а в музыкальной форме - то лучше это делать при помощи контр-тенора.

Сам же концерт запомнился большим ажиотажем и неисчерпаемой образностью. В первой половине выступления игру метафор в песнях дополняла постоянная механическая жестикуляция Михаэля Драу, подкреплённая костюмом, который можно описать как "кибернетический" или "инопланетный". Синие лучи, мелькавшие на сцене, и вовсе делали исполнителя похожим на гостя с Пандоры. А вторая часть концерта была полна лиризма - Драу, одетый в цилиндр и плащ с манжетами, сменил роботическую хореографию на метания безысходности человека, которого ужасает существование. При этом завораживали красивые и минорные партии клавиш, периодически тонувшие в более тяжёлом звучании. Трогательным эпизодом было, когда Драу, очнувшись от очередных артистических мук, элегантными движениями запускал над танцполом бумажные самолётики. Просьбы "На бис!" не утихали ещё полчаса после окончания концертной программы, а для очереди за автографами не хватило коридора, и всем пришлось переместиться в зал, чтобы каждый желающий мог получить автограф без толкучки и суеты. Пр этом лидер группы Михаэль Драу уже с трудом ориентировался в происходящем вокруг, все силы оставив на сцене.

URALADY.ru удалось пообщаться со скрипачом "Отто Дикс" Петром Вороновым, весь вечер выводившим великолепные скрипичные кружева в атмосфере драйва и сюррелиализма. Несмотря на энергозатратный концерт, Пётр легко и позитивно осветил все вопросы, касаемые группы, творческой деятельности и культурных интересов.

- Каковы Ваши впечатления от концерта?
Самые лучшие! Отличный концерт, с новой программой, с новым старым составом - я какое-то время с ребятами не работал, у нас был другой состав, мы экспериментировали. Сейчас решили вернуться, так сказать, к первоначальному варианту.

- Вы принимаете участие в группе ещё с хабаровского её периода?
Нет, в Хабаровске я не жил, я сам из Петербурга. Драу и Слип вот в Хабаровске начали работать, а со мной они познакомились на форуме в Интернете. Попробовали поработать - понравилось. Это произошло в 2007 году. Самая плотная работа с ними у меня была, пожалуй, в 2009-2010 годах. В тот период выходили альбомы "Зона теней", "Чудные дни" - я тогда, помимо скрипки, также занимался ещё и организационными вопросами, фотографировал, оформлял альбомы, делал плакаты, постеры, сайтом немного рулил и так далее. Но два с половиной года назад ребята стали пробовать вариант с живыми инструментами: с живой электрогитарой, с живой гитарной установкой - и скрипка там не очень вписывалась, слишком перегруженный звук получался. Наше сотрудничество прервалось, но на данный момент возобновилось, хотя теперь я в основном только записываю скрипку и играю на концертах, потому что параллельно продвигаю свои проекты. То есть,  стараюсь придерживаться в жизни разнообразия.

- А до участия в "Отто Дикс" у Вас были самостоятельные проекты?
Нет, ничего конкретного не было. Но, вообще, я с 5 лет занимаюсь музыкой. Выступал и сольно, и в квартетах. Больше, конечно, академической музыкой занимался, немного джазом, немного электроникой, с некоторыми группами играл, сам писал что-то. В ходе работы с "Отто Дикс" стал больше иметь дело с электронной музыкой, хотя и до этого много её слушал; слушал много и других направлений.

- Как так получилось, что два крайних альбома у "Отто Дикс" получили очень похожие названия - предыдущий назывался "Анима", а нынешний  - ""Анимус"?
Это такая концепция - ею у нас Драу занимается. На несколько альбомов вперёд всё продумано, концепции связаны непосредственно с содержанием. Причём это касается не только отдельных песен, но и их сочетаний. Производятся разные перетасовки, выстраивающие все песни в одну линию.

- А на новом альбоме ударные партии и партии гитар вы сами записывали, или с помощью посесионных музыкантов?
Нет, у нас есть постоянный гитарист и постоянный ударник. Однако больше внимания уделялось электронному звучанию, им у нас Слип занимается. На прошлом альбоме было больше гитар и ударных, хотя и на этом есть живая гитара. Ну, и моя скрипка.

- А в Москве и в Петербурге у Вас в ближайшее время планируются какие-нибудь эфиры, концерты?
Пока об этом не думали. Но, наверное, что-нибудь будет. В Москве и Петербурге всегда наиболее масштабные концерты. В Петербурге всё  масштабнее, потому что мы живём в Петербурге, поэтому есть возможность подготовиться основательнее. А в Москве гораздо больше народу; в Москве будет акустическая программа, плюс лазеры, проекторы, различные технические эффекты.

- Вас в группе объединяют ещё какие-то темы, кроме музыки?
Есть какие-то общие интересы, разумеется - но, кроме работы, их не так много. Ребят ещё объединяет то, что они книги пишут - и Драу, и Слип. Я этим не грешу - пока, во всяком случае. Я фотографией занимаюсь, у меня есть интерес к программированию, к литературе. Конечно, много времени вместе проводим, когда ездим в туры. Иногда обсуждаем - что посмотреть, что почитать.

- А Вы книги Драу и Слипа читали?
Да. Что-то у них нравится, что-то не нравится. Но было бы странно, если бы нравилось всё, потому что я много читаю - слава Богу, хватает на это времени. В турах читаю постоянно  - просто проглатываю одну книгу за другой, от русской классики до современной какой-то литературы и так далее... Но, пожалуй, книги Слипа мне больше нравятся, хоть я фантастику не особо люблю - именно экшн-фантастику - мне по душе что-нибудь атмосферное, абстрактное.

- А к стилистике песен "Отто Дикс" у Вас какое отношение?
Ну, скажем - электронику и группы-вдохновители нашего коллектива я слушал раньше, чем  подключился к творчеству "Отто Дикс". "Das Ich", например, я начал слушать, когда они сами только поднимались и были ещё не сильно известны. Году, наверное, в 1994-м, когда я в первый раз поехал в Германию - там я с ними и познакомился. Тогда я начал всё это слушать, интересоваться, и для меня это всё стало достаточно близко. Да и фэнтези, и вся стилистика, подобная той, которая у нас сейчас, мне всегда нравились. Хотя я сам такую музыку до этого никогда не играл: с рок-группами выступал, а вот с электроникой - нет.

- А как Вы воспринимаете все эти достаточно мрачные картины настоящего и будущего, которые рисуются в текстах песен группы
Я бы не сказал, что они мрачные. Тут даже, пожалуй, стилистика ни при чём. Само звучание, инструменты - это ещё не повод разделять, например, попсу и серьёзную музыку. Главное - это логика творчества, она и разделяет попсу от попыток создать что-то искреннее, не ради денег. При создании чего-то серьёзного и глубокого какие-то невесёлые темы, конечно же, тоже возникают. Допустим так же в литературе - если выбрать топ-список произведений самых-самых знаменитых и великих, то из них весёлых книг будет очень и очень мало. Для всего весёлого есть попса - развлекательная музыка, развлекательное чтиво.

- Драу как-то обмолвился, что он не читает классическую художественную литературу, потому что такая литература - есть переработка жизненного опыта каких-то не знакомых для него людей, которые ему не интересны. Но в песнях же по сути то же самое...
Ну, в общем-то - да. Но ему вот больше нравится создавать что-то своё. Здесь мы с ним, наверное, не сходимся - лично мне больше нравится читать. Но я, правда, не пишу. Может, именно поэтому и не пишу  (смеётся). Когда занимаешься творчеством, не нужно думать - поймут это или не поймут, заплатят тебе за это или не заплатят, купят или не купят. Если об этом думаешь, то ничего выдающегося создать не получится. А если делаешь для себя - то тут уже всё зависит от качества. Ну и мы тоже ставим перед собой задачи всегда серьёзные, когда начинаем что-то делать.

- В Вашем кругу чтения какое примерно соотношение русской и иностранной литературы?
Ну не знаю... Я даже вроде бы похожих друг на друга писателей по разному воспринимаю - то есть, скажем, мне Тургенев не нравится, а Чехов нравится; Пелевин или Сорокин нравятся, а какие-то другие современники, наоборот, очень не нравятся. То же самое и с зарубежной литературой. Есть и любимые писатели... Но соотношение русской и зарубежной - наверное, пополам примерно.

- А в музыке?
Ну, с музыкой всё сложнее, там направлений гораздо больше. Систематически я, в общем,  ничего не слушаю, качаю всё подряд - если нравится, то более основательно слушаю. Или слушаю то, что мне рекомендуют друзья. Или что-то специально для работы, или академическую музыку. Да и, если честно, я всем очень рекомендую слушать и читать одно и то же по многу раз - но это не новая рекомендация, я думаю, все писатели и композиторы так и делают. Какие-то вещи я помню наизусть - что позволяет полностью понять, как они сделаны. Начинаешь замечать некоторые недостатки, даже в очень хорошей музыке или очень хорошей литературе. Я считаю, что я понял писателя только тогда, когда начинаю замечать у него какие-то огрехи - повторы фраз, оборотов, приёмов. Прочувствовав механику произведения, начинаешь это замечать.

- В Ваших занятиях скрипкой у Вас есть ориентиры среди других скрипачей?
Пожалуй, что нет. Потому что в разных сферах разные ориентиры: допустим, сольное прочтение Баха - это одни скрипачи; виртуозная музыка - это другие исполнители - к примеру, Коган; в электронике - свои мастера. Но вот Ванесса Мэй мне, кстати, не нравится (улыбается). Из современных скрипачей мне очень импонирует Дэвид Гаррет. Я слушал его концерты - в записи, правда; вживую я его ни разу не слышал. Хороший сильный скрипач, с хорошей школой - он учился у лучших педагогов - и при этом играющий самую разную музыку. Он такой, достаточно популярный, играл концерты и академические, и рОкового плана - то есть, он человек, который может выбирать. Я считаю, что нужно к этому стремиться. Многие музыканты уходят из академической музыки, поскольку они просто не тянут её сложностей, и пытаются прикрыть это в каких-то коммерческих жанрах. Но я по мере возможности держу себя в форме, играю и в академическом стиле. Игра в разных жанрах не должна расхолаживать. Тот же Гаррет везде показывает великолепный уровень.

- За долгий период существования вашей группы в мире искусства произошли большие изменения в плане видов его продукции - то есть, печатных книг становится меньше, музыка на дисках тоже почти не выходит, всё выкладывается в Интернете. Как Вам такое повышение общедоступности творчества?
С книгами это всё пока не так серьёзно, а вот с дисками - да... Общедоступность повысилась, это хорошо - но упало значение живых концертов, и я лично считаю, что это очень плохо - что люди стали смотреть Ютуб вместо посещения концертов, это очень неправильно. Живую музыку надо слушать вживую. Хотя я, например, не люблю посещать живые выступления, но я и раньше на них мало ходил. Я хожу на академические концерты, а рок или электронику я слушаю дома, мне так больше нравится. Однако, не потому, что это стало доступнее, а потому что это дело вкуса. Ну и продажи дисков, конечно в десятки раз упали, и их тиражи тоже.

- Ну да, значение концертов с одной стороны упало, но с другой стороны и повысилось - ведь если раньше можно было иметь "навар" с продажи дисков, то сейчас выпуск дисков, по сути - убыточное дело, и единственная отдушина, где музыканты хоть что-то могут зарабатывать - это концерты...
Я так скажу - за границей музыканты всегда получали гораздо больше с продажи дисков, чем с концертов. И сейчас эта статистика не изменилась - с Интернет-релизов в том же iTunes они получают больше, чем с концертов. В России же всё абсолютно наоборот. И мы тоже с дисков никогда никакого существенного заработка не получали, хоть и выпуск альбома - это приятно, хорошо. И мой сольный диск ("Алхимия звука") был полностью убыточным - я предложил его в очень дорогое издание, приглашал посессионных музыкантов, вкладывался в оформление и так далее. Но я с самого начала знал, что делаю убыточное дело. И у всех так. Несмотря на периодические суды по поводу незаконного использования альбомов - все торренты у нас в России работают, и никого это особо не волнует. А за границей некоторые концерты даже бесплатно устраиваются.

- Благодарю за интересную беседу!


Комментариев нет:

Отправить комментарий