суббота, 25 августа 2018 г.

Группа «Клайм»: биография в формате EP

Если Вы ещё не слышали эту группу, то у меня очень много что есть Вам о ней рассказать. Раньше, чем Вы проникнитесь колоссальной сингулярностью каждой песни и найдёте громкие комментарии, наподобие: «Наконец-то! Русская группа не хуже Radiohead!» Хуже-не хуже, но точкой отсчёта здесь  интереснее поставить информацию — как это сделано и кем это сделано. А далее уже аудиоволны соединят её с Вашей собственной точкой зрения о творчестве коллектива «Клайм». Чтобы просто Вы были спокойны — в том, что эта музыка создалась, и в том, что она достигла Вашего слуха, всё сложилось как надо…

Intro
Досье: «А впереди ещё Вселенная»
Группа взяла начало в 2014 году, и на данный момент в ней четверо друзей-единомышленников: Александр Геншер — тексты песен, вокал, гитара и клавиши; Андрей Чигляев — гитара; Владимир Ращектаев — бас; Александр Далеко — барабаны. Перечисление имён участников «Клайм» уместно будет скрепить не наименованием жанра, который они играют, а таким необходимым в жизни словом, как «осмысленность». То есть, в первую очередь — чтобы дать Вам понять, что речь идёт не о гаражных юнцах, под пиво решившихся «запилить группу», с совершенно произвольными составом, направленностью и приоритетами. Перед Вами — состоявшиеся люди, чьи пути последовательно и долго вели их к неслучайному пересечению под названием «Клайм».

Группа уже стала постоянным гостем в «Мумий Тролль Music Bar». Илья Лагутенко знаком с творчеством этих парней и с чувством его поддерживает. Александр Гагарин из великолепной «Сансары» наряду с другими обнародованными «Клаймом» песнями, подчёркнуто высоко оценил песню «Кэш». Ещё одна знаменитая уральская группа «Курара» тоже относится к «Клайм» с нескрываемым уважением. Композиции «Мегаломания», «Джейн», «Шампанское и мармелад», «Уран» попадали в ротации на радио в Екатеринбурге, Калининграде, Новосибирске.

Track 01
Выбор дороги: «Даже хаос, говорят, это дом»
А позади у героев нашей статьи — все полагающиеся стадии становления: и волшебное детское удивление от соприкосновения с музыкой, и мальчишество, и легкодумный максимализм, и неудавшиеся юношеские опыты.  Теперь для них — время личностного и творческого расцвета, когда понимается всё, когда музыка — не забава ради шума и денег, а то, без чего невозможно. И когда есть переполняющая готовность на любое вложение сил, лишь бы не отступаться от соответствия результата своему представлению о подлинном качестве.

Александр Геншер: Мне было 6 лет, и я тогда уже чётко знал, что буду заниматься музыкой. Каждый человек чувствует своё предназначение. Ты просто живёшь, что-то делаешь и ощущаешь, что у тебя получается. Я верю в Бога и считаю, что Господь всегда помогает людям... Году в 90-м или 91-м у моего старшего брата была кассета, где на одной стороне была «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя, а на другой — Игорь Тальков. Обоих я с тех пор очень уважаю. Так я открыл в себе потребность в музыке.

Я всю жизнь мог играть на любом музыкальном инструменте — я беру инструмент в руки и сразу вникаю в его суть. Но для этого я необычайно много сил потратил. Когда я в школе учился играть на гитаре, я ежедневно занимался по 4-6 часов. Весь багаж, который я имею — он со школьных лет. И занятия музыкой приучили меня к дисциплине, причём во всём. Через друзей-музыкантов я после школы попал работать на радио «Маяк в стиле рок», сначала оператором эфира, потом стал главным редактором. С музыкой всегда моя работа была связана, и всё это мне само в руки шло. Но я тем не менее понимал, что это не просто так — если что-то дано, то надо относиться к этому уважительно. Я подсознательно знал и знаю — если пренебрежительно относиться к своему таланту, то у тебя его заберут.

Александр Далеко: Я музыку всегда слушал, с детства, при помощи старшего брата. Загорелся я музыкой после того, как услышал рок — достаточно поздно, в классе 8-м. Я перешёл в другую школу, и там подобрались ребята, которые слушали «Guns and Roses», «Aerosmith» — то есть, такие мелодичные, завораживающие группы. Я понял, что есть такая музыка, которая не из тех, что я слышал вокруг. Я стал интересоваться «Doors», «Rolling Stones», «Nirvana». На этой почве я через пару лет стал заниматься музыкой.

Андрей Чигляев: Я начал заниматься музыкой в школе. И к нам в школу пришёл Вова Ращектаев. Я обычно был в тени, а он на уроках всегда руку тянул. Я задавал себе вопрос — что это за человек, постоянно руку тянет, как выскочка какой-то. А оказалось, что он тоже музыкой увлекается — он узнал от кого-то из одноклассников, что у меня есть группа, и всё время спрашивал, как у меня в ней дела. Вова играл тогда на гитаре и ещё сочинял музыку на компьютере, нарезал на диски и приносил слушать девчонкам из класса. Я этого тоже не понимал, думал: «Настоящий рок-музыкант должен скромно сидеть». Однажды у меня из группы ушёл человек, и я предложил Вове вместе порепетировать.

Саша помог нам с Вовой сделать сингл в проекте «Спасибо, космос», который мы и сейчас тоже реализуем. Тогда, году в 2009-м, я очень мало слышал групп, которые мне нравились по материалу. А Сашина группа «Ливерпуль» меня привлекала. Удалось найти общий язык. Мы все слушали примерно одно и то же, плюс Саша нас много просветил в музыкальном плане. Мы приходились к нему в гости, у него был винил — много времени проводили, слушая пластинки.

Владимир Ращектаев: У нас в школе был парень, который играл гитаре, и мы, несколько друзей, тоже захотели научиться. С одним моим другом по фамилии Репков, у него было прозвище Репа — мы начали репать. Я стал разбираться в компьютерных программах, придумывал на гитаре мелодии, потом переводил их через программы на какие-нибудь инструменты в компьютере. Я больше и больше этим занимался, приехал в Екатеринбург, в школу, где познакомился с Андреем. На басу научился быстро — там всё почти так же, как на простой гитаре. Когда мы с Андреем начали играть — у меня было понимание, как строятся аккорды, но у нас музыка была достаточно сложная. У нас было по три дорожки баса. Я до этого не писал песни — мы с Репковым что-то писали, но он был настроен довольно пессимистично, типа писать песни это сложно, а мне наоборот казалось легко. После знакомства с Андреем я стал писать полноценные песни на английском. Потом у нас ушёл барабанщик, и мы стали вдвоём делать, выпустили сингл. У нас были ещё песни, но мы не успели их записать, так как образовался «Клайм».

Track 02
Метания, взросление: «Сбежать из дома, придумать повод, всё потерять или найти»
Испытание медными трубами — и оно для ребят тоже не новость. Александр Геншер впервые столкнулся с ним аж десять лет назад. В то время Александр играл в группе «Ливерпуль», и был как раз период очень мощной поддержки молодых музыкантов, различного меценатства. Вадим Самойлов организовывал проект «Рок-герои», через этот проект специально отобранные региональные группы получали возможность приехать в Москву, выступить в Лужниках в едином сборном концерте со знаменитыми на всю страну исполнителями. И Александр с «Ливерпулем» попали в число приглашённых на фестиваль команд. Представим себе: человеку 20 лет, он ещё только заступает на тропу серьёзного искусства — и сразу практически крупнейшая площадка России, а вокруг легендарные звёзды. По нынешним меркам такое сложно представить, но в середине 2000-х подобные случаи вполне могли выпадать.

Александр Геншер: Приезжаю такой весь красивый, в самой модной рубашке. Думаю, сейчас я людей раскачаю.  Выхожу к микрофону, кричу залу: «Давайте со мной споём!» Пою — и люди за мной повторяют... Короче, вся идиллия длилась ровно до того момента, как закончился концерт. Я иду за кулисы, а там администратор этого концерта говорит мне: «Слышь — ты больше никогда здесь не будешь играть, ты меня понял?» Я такой зашкерился: «А чё? Чё такое?» — «У нас регламент: на каждую группу — 20 минут. А ты сколько на сцене провёл? 45!» В общем, я позанимался там ублажением своего эго на 11 лет вперёд, в дальнейшем мне этот шанс представился только уже с группой «Клайм».

Мне ведь казалось, что я могу всё, что я талантливый, красивый, худой, молодой — тра-та-та, у меня всё есть, и прочее. Я рад, что Бог мне не дал тогда остаться в Москве. Я уничтожил бы себя за месяцы, а то и за дни. Вот пример, что всё происходит в нужное время и в нужном месте. На самом деле, я счастлив. Каждый день счастлив. Считаю, что у нас отличная группа, отличные песни, мы всё делаем правильно.

Первый удар — он же первый урок, первый шаг к распознанию того, какого подхода требует любимое дело и как лучше всего в нём реализовываться. 3-4 года спустя после лужниковского фестиваля Александр чётко определился с названием, которое он хотел бы дать коллективу, собранному под своим руководством. Название должно было быть оригинальное, звучное, ничего конкретно не обозначающее — и выразилось оно в слове «Клайм». Ещё сначала рассматривался вариант — английское «Climb», что означает «набор высоты». По произношению из английского есть и аналогичное «Clime» — «климат». Но писать «Клайм» нужно всё-таки только по-русски. С замечательной, непосредственно русской, буквой «Й». Вообще, ребятам по душе работать исключительно с родным языком.

Александр Геншер: «На английском легко писать песни — это  очень мелодичный язык, там всё быстро и удобно, там одно слово может в себе целое предложение сочетать. А ты попробуй на русском — вот это задача, искусство. У нас же много согласных звуков, а для песен тебе нужны гласные — чтобы их пропевать, тянуть. И тебе приходится кропотливо сидеть, подстраивать под это свои песни. Если умеешь на русском сочинять — то больше ни на каком другом, наверное, не захочется».

Track 03
Командный дух: «Я пытался понять, я придумал маршрут»
Частью образцовой слаженности «Клайм» является грамотное распределение обязанностей в группе. И не только в музыкальном плане. Александр отвечает за креативные импульсы. Андрей поддерживает дисциплину и занимается оргвопросами. Владимир заведует имуществом, инструментами. А Александр Далеко, не много, не мало — самая колоритная в группе персона, он обеспечивает восторженные замирания женских сердец и бесконечные диспуты о том, кто же он — ночной хулиган, серьёзный романтик или человек, заблудившийся в лабиринте интровертного эпатажа. Успешностью и надёжностью каждого в своём отдельном сегменте обеспечивается благоприятная атмосфера для главного — для драйва созидания.

Андрей Чигляев: Я уверен, что каждый, когда играет, чувствует резонанс внутри себя. И неважно, кто написал слова, кто придумал музыку. Мне нравится, что несёт наше творчество — миру от него явно не станет хуже, только лучше. Мы чётко понимаем, где мы и кто мы — у нас нет иллюзий по поводу себя, никаких.

Александр Геншер: Есть единственный момент очень сложный — моя функция в том, чтобы «обрезать» ненужное. Я вынужден в этом быть козлом отпущения, потому что я и себя стараюсь «резать» — по вокалу, по словам. Приходится «резать» и других — потому что мне нужно сделать продукт, конечную его форму. Я был в роли обычного музыканта в других проектах, и я познал этот процесс с другой точки зрения — когда и меня «резали». Поэтому я к этому спокойно отношусь — я понимаю, что без дисциплины ничего не сделать. Общая организованность позволяет комфортно проводить время — скажем, на репетициях каждое воскресенье. Это как выход семьёй на пикник.

Владимир Ращектаев: Саша перфекционист: он вылижет песню полностью, сначала ему нравится, проходит некоторое время — и ему опять не нравится. Когда появились мы с Андреем, песни стали быстрее появляться — наверное, мы в этом плане полезно воздействовали.

Track 04
Внешний вид, концертные шоу, клипы, альбом: «Это не страшно, никто не был выше Луны»
Конечно, при столь ответственном отношении не был обойдён стороной и сценический стиль. Пока метод проб и ошибок ещё не исчерпал себя, однако за несколько фотосессий у группы постепенно прослеживается узнаваемый дресс-код.

Александр Геншер: Наиболее приемлемый вариант — что все одеты строго, всегда рубашки обязательно, в чёрном. Просто ни до чего лучшего мы не додумывались. Я вот терпеть не могу, когда люди выходят играть на сцену и выглядят так, будто они к бабушке на картошку поехали. Смотришь — все вроде нормально, но внешний вид… Ну это даже воспитание элементарное.

Среди мишеней дальновидного стратегического мышления «Клайм» — атрибуты красочного шоу на концертах. И это не значит заменить эмоциональный диалог со слушателем шапито и дискотекой. Но есть вещи, которые способны обострять восприятие, касаться каких-то тонких чувственных струн. Хорошие видеоряды и игра света вкупе с пиротехническим оформлением могут с успехом взвинчивать уровень впечатлений. И если помимо всех других аспектов развития брать предусматривание визуального сопровождения выступлений, то и тут у группы «всё учтено могучим ураганом».

Москва узнала о группе посредством выступления в «Мумий Тролль Music Bar» с одобрением самого Ильи Лагутенко. А Санкт-Петербург в настоящее время для «Клайм» представляет собой в некотором роде выездной штаб, где удаётся предпринимать полезные действия по раскрутке — в качестве, к примеру, запланированной апрельской серии концертов. И особенно важная новость — что весенний Питер будет, возможно, соавтором клипа на набравшую разгон по известности песню «Уран». Не исключено, что для этого группа обратится к помощи краудфандинга на платформе Boomstarter. И есть впечатление, что «Уран» безусловно заслуживает внимания публики. Столь актуально, внятно и выразительно, кажется, высказываются не часто. Плюс вся эта предыстория, плюс кусочек записи с «Вояджера-2», так органично вплетающийся в композицию в концовке...

Александр Геншер: Я приехал из Москвы и понял, что меня достало играть старые песни. У нас в основном песни были довольно конъюнктурные, понятные все — а я решил, надо что-то сложное сделать. Мы с другом когда-то организовывали группу «Bedroom», играли сложную инструментальную музыку, и я подумал, что нужно от чего-то такого отталкиваться. В «Bedroom» у нас тематика была с космосом связанная, у нас была пластинка «Lunar Program», посвященная полётам на Луну — две композиции, то есть полёт туда и полёт обратно. Здесь я темой взял Уран, потому что о нём никто не писал. Итак, Уран — его никто не видел. И дальше я метафору использовал. Мой герой — это человек, который не может поверить в себя. А мы все такие. И у него простое человеческое страдание — есть женщина, он тянется к ней, но не может себя добить чуть-чуть, чтобы к ней приблизиться. Она остаётся для него недоступной. Получается, что он вот говорит: «Я знаю слова, но не знаю твой телефон». Чувство той грани, когда ты близок к цели, но что-то не позволяет. 

Ну и плюс музыка — мы очень долго над ней работали, много месяцев. Эта песня — самая продуманная по инструментальной составляющей, менялись аранжировки, партии. И голос — я не люблю, когда голос записан широко и ровно. В «Уране» мне удалось  впервые сделать голос не обыкновенный — он где-то не попадает в ноту, он где-то срывается в крик, когда ты эту эмоцию прокачиваешь. Я прямо себя третировал, что я должен в эту шкуру влезть — как актёр заставляет себя вживаться в роль. И Андрей принёс совершенно гениальную гитарную партию — там всё само легло. И песня сама по себе сложилась. Мы с Андреем долго её сидели сводили — и результат принёс самую настоящую гордость. Я бы сказал, это было творчество опьяняющее, — за него мне никогда не будет стыдно.

По поводу дебютного альбома группа оценивает ситуацию очень взвешенно. Ввиду своей фирменной аккуратности «Клайм» не бросается рывками штамповать песни, наскоро их упаковывать и ждать прибытка от iTunes или GooglePlay. Как очевидец репетиционной работы этой команды могу сказать, что никакой заторможенности нет и в помине, материала предостаточно, хорошо освоенного материала — также. Всех композиций, находящихся в разной степени инструментальной готовности, уже сейчас хватает альбома на три. Из ближайшего — анонсируется сингл «Казино» со слоганом «Как выиграть миллион, не потратив ни копейки». Вообще, пока упор у «Клайм» больше на синглы — это и грандиознее, и продуманнее, и придаёт содержательности ожиданию предложения от крупного лейбла, поскольку выпускать что-либо наобум, местечково — не в традиции группы «Клайм». Есть и в каком-то роде философские причины на данном этапе выпускать песни в отдельном формате.

Андрей Чигляев: Будет сборник из тех песен, которые мы уже записывали. Но в нашем понимании альбом — это концептуальная работа. Сейчас у нас намечаются не сколько альбомы, сколько просто сборники историй — каждый сборник, к примеру, из десяти историй.

Track 05
Смыслы и цели: «Куда нас линии ведут?»
Мы добрались до самого-самого важного, на мой взгляд, вопроса, относящегося вообще к кому бы ты ни было в искусстве. Вопросе, про который нередко забывают или не считают нужным освещать его. О чём поётся группе и что хочется ей донести до аудитории. Конечно, в музыке велико значение фактора «нравится — не нравится», да и природа усваивания песен сознанием такова, что субъективность часто прощается. Но для тех, кто берётся слушать не только лишь ритмы и созвучия, а ещё и настроен уловить в чужих мотивах какой-то мировоззренческий месседж, у «Клайм» найдётся, что предоставить.

Александр Геншер: Я ловлю себя часто на мысли, как будто я пишу одну большую песню каждый раз. Основная моя дилемма — я стараюсь писать про людей именно в виде портретной лирики. У всех этих персонажей есть конфликт в жизни. У них у всех есть проблема с верой. Может, с верой в Бога; может, с верой в себя. Каждый персонаж — человек, который ищет веру. По большей части то, чем люди в жизни занимаются — пытаются найти веру в себя. Я это по себе знаю. Сначала не можешь что-то сделать, но со временем поверил в себя — и всё начало получаться. Люди ищут веру — поэтому и все песни об этом.

Андрей Чигляев: Вырвать слушателя приёмами, к которым он привык — поп-музыкой, рок-музыкой, поэзией — выманить его на какое-то размышление. Многие проекты тянут человека на то, чтобы просто отстраниться, а мы наоборот хотим показать реальность, со всех её сторон.

 Сохранять принадлежность молодому поколению и в то же время иметь, на что оглянуться — лучшие, наверное, условия, чтобы избежать в музыке засоряющего её инфантилизма. Я сомневаюсь, что многие будут в восторге, когда вся ответственность, которую держит артист, направлена на его продюсера. Другое дело, если люди выходят на сцену посвятить себя слушателям, и строят жизнь так, чтобы не было стыдно перед собственными детьми. А вокруг всегда хватает знакомых, для кого-то ровесников — ведущих себя непотребно, слоняющихся по клубам и выбирающих свободу в алкоголе и наркотиках. И суть здесь не в том, кто умён, и кто глуп, а в том, кто к чему пришёл. Насколько полезное для себя и других получилось выбрать направление. Это в чём-то везение и в чём-то закономерность, когда рядом появляются друзья, с кем тратишь время не на праздность, а на вещи, отражающие добрые порывы.

Андрей Чигляев: В лет 17-18 казалось, что все что-то делают, но ты всё равно круче, и все должны это услышать, и не могут не услышать — ты же делаешь это от души, от сердца. Потом жизнь начинает тебя как-то приравнивать. «Клайм» мы уже начали как взрослые люди — одно из основных желаний было совместить приятное с полезным: поиграть хорошую музыку, и по стране покататься. То есть мы люди, которым интересно что-то познавать. Я по работе часто бываю в командировках, и мне это очень нравится.

Outro
Кто есть кто: «День, который ты живешь для следующего...»
Ценным штрихом будет также то, что участники группы не из тех, чьё преимущественное занятие — кичливое художественное прозябание с отдохновением в качестве рассуждений, что в искусстве одни бездарности. Александр Геншер управляет сайтом по авиации. Андрей Чигляев — инженер в оборонной сфере. Владимир Ращектаев — инженер-проектировщик. Александр Далеко — энергетик. На публике, кажется, перебывало уже достаточно бесхребетных мечтателей. Поэтому слово, взятое мужественными личностями, имевшими смелость разобраться в сложных, не аморфных профессиях — весомо и неподкупно. Конечно, на сегодняшний день смешной и непонятный штамп — что музыкант может воспитывать аудиторию. Лично я в этом ещё не разуверился, но меня, скорее всего, одёрнут те, кому эта пластинка мнится пафосной. Пусть — хорошо, никого никто учить не собирается — но есть такой момент, как передача опыта. И гораздо приятнее, когда опыт передают исполнители, у кого за плечами  — освоение дел, на которых действительно держится общество. Без лишней метафизики.

Ну а если в завершение всё-таки впустить сюда эту самую метафизику, и зафиксировать мнение группы «Клайм» в целом о мире, то рассудительность и разумность станут для статьи равносильны мажорным нотам, венчающим старания ансамбля.

Александр Геншер: Мир очень гармоничен, в нём не надо ничего рушить. Мы хотим дополнять его, а не занимать место за счёт кого-то, чтобы кто-то страдал. Только гармонично вписываться в то, что есть.

Андрей Чигляев: В первую очередь, что хотелось бы поменять — помочь человеку больше мыслить, замечать не только деньги, или не только вещи, которые портят взаимоотношения.

Это «Клайм». Это то, что мы Вам желаем услышать!

Приложение. Список официально обнародованных песен группы «Клайм»:
Уран
Шампанское и мармелад
Мегаломания
Кабриолет
До и после
Изюм
Джейн
Калейдоскоп
Океан
Кэш

Комментариев нет:

Отправить комментарий