четверг, 23 августа 2018 г.

Как устоять на голове

9 июня на сцене Театра балета «Щелкунчик» прошла премьера одноактных данс-перформансов в исполнении Театра танца «Лемниската Бернулли» из Екатеринбургской академии современного искусства.

Устроители вечера были щедры на программки, где среди информации о революции в танцах XX века содержался призыв «выключить голову и открыть сердце». И мы, зрители, с удовольствием выполнили этот призыв, и даже дважды, так как и спектаклей мы увидели два – «Стойте на голове!» и «Три шага до... Или бесконечное приближение».

Художественный руководитель этих замечательных действ – Татьяна Юрьевна Вдовина – девять месяцев готовила к свету рамп свои танцевальные работы, свои данс-перформансы. Ее замыслы воплощали студенты Екатеринбургской академии современного искусства с профиля «Танец и современная пластическая культура», а также студенты с других профилей ЕАСИ, танцоры-профессионалы, художники, операторы, режиссеры. Занавес раскрыл зрителям не только сцену, но и огромную творческую свободу этой команды, успевшей вобрать в себя много новых людей и новых идей за время работы.

Первый спектакль был о превращении классического балета в такой же искусный, но более искренний танец модерн. Еще в XIX веке, не успел человек добраться до неба, как Фридрих Ницше провозгласил, что Бог умер, и все с ним бросились соглашаться. Бога обнаружили в традициях, но и традиции тоже стали мертвы. Эта же участь постигла и классический балет, поскольку классика пропитана традициями, но позже оказалось, что с Богом или без, с балетом или без, а эмоции существуют и находят выход в танцах. С самоотверженной подачи Айседоры Дункан танцевальные формы были придуманы заново. И все эти духовные метаморфозы искусства отобразились в спектакле Татьяны Вдовиной «Стойте на голове!». Черно-белые кадры съемок прошлого века мелькали на заднем плане, а данс-группа дополняла атмосферу экранного ретро живой красотой движений и естественной актерской игрой.

В перформансе «Три шага до...» оригинальность и иносказательность окончательно взяли верх. Что вполне объяснимо: много ли вы видели данс-постановок по исследованиям философов-постмодернистов? Не бояться открывать книги Жана Бодрийяра – уже довольно сложно, но не побояться еще и визуализировать его книги в танце – задача и вовсе тяжелая. Татьяна Вдовина справилась. И наблюдать за ее интерпретацией было даже интересней, чем читать гуру постмодерна. Не побывав на спектакле, нельзя догадаться, что значили майки с надписью «TEXT» на танцорах, что значила большая картонная фигура Бенедикта Камбербэтча, принесенная на сцену, что значил повторяющийся диалог о свадьбе, упорно произносимый на русском и английском. Помимо актеров его произносили со сцены и зрители, самым неожиданным образом оказавшиеся в прикрепленных прищепками майках с текстом Wedding dress. Пересматривать данный перформанс можно полностью и неоднократно, и каждый раз открывать для себя и понимать, понимать, понимать...

Наша жизнь, в конце концов, состоит из проносящихся перед нашими глазами смыслов и грез. На спектаклях Театра танца «Лемниската Бернулли» вы снова убедитесь в этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий