суббота, 25 августа 2018 г.

Эссе на тему "Искусство как социокультурный феномен"


Искусство как социокультурный феномен проделало огромный путь по мере своего развития в истории человечества. Искусство породила обыкновенная разница мировоззрений, естественный порыв отдельной личности как можно ярче выразить переполняющие эмоции. Но со временем практически любая творческая активность  стала незыблемым элементом социальной структуры, с четко обозначенными функциями и дивидендами.


Иначе каждому начинающему деятелю культуры не желали бы, если издать книгу - то бестселлер, если снять кино - то блокбастер, если спеть песню - то удостоенную "Грэмми". Вряд ли какой-нибудь художник Каменного века, рисующий мамонта на стене пещеры, задумывался о чем-нибудь подобном.


Да, есть предположение, что и в такого рода рисунках была идея наживы: возможно, люди верили - изображенный мамонт рано или поздно действительно будет завален и съеден обитателями той пещеры, где нашелся умелый живописец. Однако - тогда представитель искусства если и хотел получить в результате своих художеств "сытный мясной обед", то лишь совместно с его сородичами, или соплеменниками, поскольку в одиночку вряд ли кто-то охотился. Налицо - акт, перенаправленный с тяги инвидуума чем-то занять себя, запечатлеть настроение, посовершенствоваться в новом умении, на способствование благосостоянию окружающего общества. А сегодня мы порой видим готовность некоторых "творцов" пустить в массы натужно сделанный фильм, музыку, книгу и уехать отдыхать на Канары, пока их "братья по разуму", восторженно развесив уши и глаза, выстроятся в очередь бросить им монетки. Разумеется, речь идет отнюдь не обо всех участниках культурного процесса, это лишь обобщенный пример, говорящий, что искусство в нынешнем мире - огромнейшая система и, как всякая система, она обзавелась недостатками. А ведь в самом творчестве, в искусстве изначально не было ничего корыстного и предосудительного.


Суть искусства - от и до - информация. Когда есть что переваривать желудку и когда в жизни все спокойно, появляется потребность что-то переваривать и мозгом. Поэтому духовная культура и ценители ее формировались в среде, свободной от физического труда. Может, кто-то и еще что-то пел и рисовал, но те давние эпохи, увы, не посетил гуманистичный Карло Гинзбург и не сказал правителям, что собирать сведения о простых смертных - это тоже интересно. Вот и дошли до нас имена только тех, кто так или иначе имел отношение к властной элите. И то, что кануло в Лету, не оставшись ни в каких источниках - для нас не культура, поскольку о забытых творениях нам ничего не известно.


Тут и вступает разница между творчеством, искусством и культурой. Творчество - самовыражение, для которого неважно, знает о нем кто-либо или нет; здесь только человек и подручные инструменты, помогающие ему трансформировать мысли и чувства в нечто более материальное. Искусство - признание того, что творческая деятельность у этого человека получается лучше, чем у многих; данное признание может быть от самого разного числа людей, главное - чтоб оно было. А творчество, признанное искусством, квалифицируется в часть культуры, когда сливается с обыденными явлениями, когда об этом творчестве знают и говорят практически все. Когда оно почти поголовно оценено. То есть - где культура, там социум. Так творчество и искусство перерастают в социокультурный феномен.


Хотя процесс подобного перерастания четок только на словах. На деле он буквально пропитан относительностью; настолько, что приходится даже сомневаться - а зачем эта градация? Признавать свое творчество искусством может даже единственно сам художник, и больше никто. И подоспеет Виктор Пелевин, и заявит: "Вера, которую не разделяет никто, называют шизофренией". Он будет по-своему прав, но вдруг возникнет Аль Пачино в образе дьявола или неудачливого старого писателя, пьющего китайский кофе, и веско возразит: "Тот, кто упорствует в своем безумии, в один прекрасный день окажется мудрецом". И как с ними обоими спорить? Ведь был тот же Ван Гог, веру в себя которого никто не разделял, а потом воплощение его веры ушло с аукциона почти за 100 миллионов долларов. Были повести Марлинского, зачитанные до дыр в годы расцвета Пушкина. Кто теперь слыхал о Марлинском и кто не слыхал о Пушкине? В их произведениях ни буквы не сдвинулось с места. Однако, литературное искусство рук Пушкина стало социокультурным достоянием, а Марлинский из того же самого социокультурного пространства не просто устранился, теперь даже писателя по фамилии Марлинский не существует, кроме как в памяти наиболее отчаянных литературоведов. А Артур Конан Дойль полагал книги о Шерлоке Холмсе не универсальным шедевром, а жалкой поделкой, поденщиной. Да уйма парадоксальных примеров...


Вот говорят: искусство должно быть свободным. Конечно, должно. А должна ли для этого быть полностью свободной социокультурная среда? На такой вопрос нам внятно вряд ли ответят. Сравним социокультурные среды СССР и США 70-х годов XX века. Разница велика? Непомерно! Но посмотрим, каких знаковых, показательных личностей из вышеуказанных сред мы можем сегодня оценить? Возьмем для наглядности легенду "Sex Pistols" Сида Вишеса и неподражаемого Владимира Высоцкого. Они жили и творили в условиях свободы? Думаю, что да, поскольку, как это ни глупо прозвучит, но умереть от наркотиков в силах позволить себе исключительно до крайности свободные люди. Ну и кто такой Сид Вишес? Бесхарактерный юнец, написавший одну песню и ничем не занимавшийся, кроме кутежей и внутривенных поставок героина, доблестно скончавшийся в 21 год. Музыкант он был настолько гениальный, что на концертах его бас-гитару отключали от динамиков, дабы "легендарный" в угаре не сбивал своей "игрой" относительно вменяемых членов группы... Достойное дитя Дикого Запада; зато пресловутый "совок" почему-то воспитал громогласного поэта с философией бойца - Владимира Высоцкого, дышавшего единым воздухом с воинами и тружениками, который, вероятно, превосходно мог освоить хоть какую специальность и профессию, не будь он столь востребован на сцене. И как здесь судить о свободе?..


Постараюсь не быть пессимистичным, но всё же стоит поделиться опасением, что искусство из социокультурного феномена в нынешнем, информационном обществе, становится нередко политической и геополитической игрушкой. Наш мир с каждой минутой - объемней и прозрачней; и в нем искусство - словно удаляющееся Солнце. Нас уже обогащает не оно, а доступная возможность в пять минут узнать про мощность излучения квазаров, про флору Антарктиды, про прану, пранаяму, про науку управления умами. Или даже вникнуть в схему межконтинентальных финансовых потоков. Что, понятно, не радует тех воротил, которые эти потоки организуют. Им ни к чему прогресс, и в их распоряжении искусство превращается в (страшно сказать!) опиум для народа. А как еще объяснить, что в некой очень мощной демократической стране целая плеяда давно все заслуживших деятелей культуры угодила в список Доверенных лиц некоего Кандидата в Президенты, после чего тем же составом наставила подписей в поддержку политики в одной немаловажной территории? Неужели им не хватает вопросов, решаемых в их творческих лабораториях? Уж каким государственным певцом был Вергилий, сколько он согласно не кивал в одобрение политики Октавиана Августа в Сирии, так и тот перед смертью попросил сжечь эпопею, над которой корпел 10 лет - ему претила судьба придворного трубадура. А современная богема как будто рассылает друг другу "письма счастья", где по странному совпадению ничего, кроме панегириков Кремлю и православию не содержится... И не имеет значения, правильная политика или неправильная - настоящему ремесленнику искусства, по логике вещей, нет смысла отрываться от своего ремесла.


Кстати, Гитлер в застольных беседах с соратниками не раз заявлял, что среди покоренного населения - дабы оно не выходило из  беззащитного состояния - должно быть все время весело и постоянно должна играть музыка. С чем с чем, а с весельем и музыкой на заре XXI века полный порядок. Теперь жестом особенного уважения при встрече с человеком считается - если вытаскиваешь оба наушника из ушей. Наверно, это как-то соотносится со столетиями длящейся социокультурной эволюцией...

Комментариев нет:

Отправить комментарий